Основной замысел выставки Крестьянский дом — представить его как особое явление народной культуры. Дом, будучи материальным объектом, служит защитой человеку от сил природы и олицетворяет вещный мир его, вместе с тем является объектом для изучения духовной жизни русского крестьянина, поскольку с понятием дом соотносятся все важнейшие категории картины мира у человека.
Крестьянский дом в массовом сознании всегда ассоциировался со словом изба. Изба — это крестьянский дом вообще, со всеми надворными постройками, хозяйственными помещениями; или...
Показать полностью
Основной замысел выставки Крестьянский дом — представить его как особое явление народной культуры. Дом, будучи материальным объектом, служит защитой человеку от сил природы и олицетворяет вещный мир его, вместе с тем является объектом для изучения духовной жизни русского крестьянина, поскольку с понятием дом соотносятся все важнейшие категории картины мира у человека.
Крестьянский дом в массовом сознании всегда ассоциировался со словом изба. Изба — это крестьянский дом вообще, со всеми надворными постройками, хозяйственными помещениями; или только жилая часть дома.
Интерьер избы отличался простотой и целесообразным размещением включенных в него предметов. Основное пространство избы занимала духовая печь, стол стоял всегда в углу, по диагонали от печи. Над ним была расположена божница с иконами. Вдоль стен шли неподвижные лавки, над ними врезанные в стены полки. Вся эта неподвижная обстановка избы строилась плотниками вместе с домом и называлась хоромным неподвижным нарядом.
Передний угол с божницей и столом считался чистой, парадной половиной избы, пространство около двери и печи — печной угол, середина избы — рабочим местом. В избе было как бы два сакральных центра, расположенных по диагонали: на востоке христианский красный угол и на западе языческий печной угол, в равной степени важные для крестьянской семьи.
Каждый член семьи знал свое место в общем пространстве и за столом. Мужчины обычно работали, отдыхали днем на мужской половине избы, включавшей в себя передний угол с иконами и лавку около входа. Женщины и дети находились днем на женской половине возле печи. Нарушать раз заведенный порядок в доме не полагалось без крайней необходимости.
В будние дни изба выглядела довольно скромно. В праздничный день изба преображалась: стол накрывался белой скатертью, на полки выдвигалась праздничная дорогая утварь, хранившаяся до этого в клетях, стены, окна украшались вышитыми полотенцами. В некоторых местах существовал обычай накануне свадьбы в доме невесты устраивать своеобразную выставку ее приданого, рукоделия. Вдоль стен на значительной высоте натягивали веревку и на нее вешали полотенца, образцы ткачества и вышивки.
С последней трети XIX века в быт крестьян стала входить городская подвижная мебель: шкафы, горки, буфеты, кровати, стулья. Убранство избы пополнилось зеркалами, часами, фотографиями в рамках, мелкой скульптурой и фарфоровой посудой в горках.
Определенную роль в экспозиционном пространстве выставки играют фотографии с народными типажами и занятиями крестьян конца XIX — начала XX вв., которые не только несут информацию, но создают исторический фон эпохи, работают на образ выставки.
Скрыть