МУЗЕЙ ДЕРЕВЯННОГО ЗОДЧЕСТВА «МАЛЫЕ КОРЕЛЫ». ДОМ КРЕСТЬЯНИНА-СЕРЕДНЯКА (ДОМ-ДВОР ТРЕТЬЯКОВА) (с ок. 1860 г. по 17 февраля 2016 г.)
1860 г.
Интерьер дома
Период
1860 г.
Описание:

Это — интерьер традиционной каргопольской избы. У входа находится большая глинобитная печь на высоком деревянном опечке. По ее боковым сторонам сделаны небольшие ниши — печуры — для увеличения полезной площади печи, а еще в них сушили рукавицы. В доме Третьякова необычная печь без трубы. Изба, отапливаемая по-черному, носила название "курная", или "рудная". Высокий потолок трапециевидной формы позволял находиться в избе во время топки. Дым выходил из устья печи прямо в комнату, стелился по потолку, а затем опускался до уровня полок-воронцов и вытягивался через волоковое окошко, прорубленное в стене, соединенное с деревянным дымником. Причин долгого бытования рудных изб в Каргополье несколько, и прежде всего, климатические условия — большая влажность этого края. Открытый огонь и дым из печи пропитывали и просушивали стены сруба, таким образом происходила своеобразная консервация древесины, поэтому век черных изб более длительный. Курная печь хорошо обогревала помещение и не требовала много дров. Была она удобна и для ведения хозяйства. Дым просушивал одежду, обувь и рыболовные сети.

По диагонали от печи находится "красный угол". Это парадная, самая чистая и красивая часть избы. В углу крестьяне укрепляли божницу с иконами, украшая ее полотенцем с вышитыми концами. В красном углу ставили обеденный стол, за которым собиралась вся семья. Во главе стола на встроенной лавке сидел хозяин с сыновьями, дочери и снохи сидели на приставной скамье. Если в семье был грудной ребенок, то в центре избы обязательно висела зыбка. Над зыбкой сооружался полог из материнского сарафана. У каргопольских крестьян не было обычая запирать входные двери. Во время отсутствия хозяев сарафан, подвешенный над зыбкой, играл роль своеобразного оберега. Считалось, что он мог защитить ребенка от сглаза. Кроме того, сарафан, пропитанный запахом матери, успокаивал дитя. Так, в трудах незаметно пролетал день. Все ложились спать. Взрослые спали на лавках, на полу, предварительно настлав доски — полатницы. На них клали матрасы, набитые сеном. На печи и на полатях не спали — боялись угореть. Семьи были большие, а места в избе немного, поэтому на день все постельные принадлежности убирали. Полатницы складывали на полати, а матрасы выносили в сени.

Из сеней еще одна дверь ведет в горенку — летнее неотапливаемое помещение. Здесь принимали гостей, поэтому горенка была парадной комнатой. По ней можно было судить о достатке и вкусе хозяина. Чистоту поддержать было гораздо легче, поскольку печи здесь нет. Также как и в избе здесь есть красный угол, стол, лавки. Но в отличие от нее, мебель не встроена неподвижно, и сделана она на городской манер. Расписной диван, стулья, шкаф, в котором хранилась покупная посуда. Горенку украшали вышитыми полотенцами, на пол стелили домотканые половики. Кровать здесь стоит не случайно. Если в семье была дочь-девушка на выданье, то тогда она жила здесь. А если случалась и свадьба, то тогда сюда селили молодых.

Поветь — это помещение для хранения сена и орудий труда. Землю пахали при помощи сох или плуга, у которого присутствуют металлические элементы. Но при такой вспашке оставались крупные комья земли, тогда крестьяне использовали вязаные бороны. Урожай вырастал, его надо было обработать. Крупу получали в ступах. Зерно толкли пестом и из образовавшейся крупы варили кашу и супы. Муку для блинов и пирогов получали при помощи жерновов. Хозяйка засыпала ковшом зерно в отверстие в верхнем жернове и вращала его при помощи рукоятки. В трущие поверхности жернова вбиты металлические скобки, измельчающие зерно.

На стене вы видите так же предметы упряжи (дуга и хомут), различные короба (их называли в разных районах по-разному: пихтирями, пестерями). А когда заканчивались сельхоз. работы, то крестьяне объединялись семьями и начинали варить пиво. Делали это на кануне какого-либо праздника, поэтому называлось оно канунное. В зависимости от праздника было оно то никольщиной, то петровщиной, то покровщиной. Пиво варили только мужчины, и делали они это за пределами деревни, собирались около поварни на лугу или на повети у мирового старосты, который являлся распорядителем пира. Все садились за длинный стол, пели, плясали. Часто веселье продолжалось до самого утра.

Поскольку на Каргополье выращивали лен, то здесь также хранятся орудия для обработки льна. Вырывали лен с корнем, чтобы не поломать стебель, и чтобы волокна были длиннее. Сначала надо было отделить жесткое покрытие стебля — кострику — от волокна. Для этого лен вымачивали, а когда кострика отставала, его сушили. Стебель надо было поломать. Для этого использовали мялку. Затем труху надо было стряхнуть. Тогда в одну руку брали трепало, а в другую лен и начинали интенсивно обрабатывать. Труха сыпалась вниз, а ее остатки удаляли щетками. Из кудели пряли тонкие нити. А чтобы выпрямить, их наматывали на тюрик (турачку). После чего вот на таком ткацком станке изготавливали ткань. А коробочки с семенем льна отделяли при помощи броснухи, прочесывая лен через деревянные зубья. Из семени льна делали масло, олифу, ну, и конечно, оставляли для посева на следующий год. Для приготовления масла семя выпаривали в печи, затем помещали его в холщовый мешочек и при помощи жома выдавливали масло, которое капало в миску.

Интерьер дома
Период
1860 г.
Описание:

Это — интерьер традиционной каргопольской избы. У входа находится большая глинобитная печь на высоком деревянном опечке. По ее боковым сторонам сделаны небольшие ниши — печуры — для увеличения полезной площади печи, а еще в них сушили рукавицы. В доме Третьякова необычная печь без трубы. Изба, отапливаемая по-черному, носила название "курная", или "рудная". Высокий потолок трапециевидной формы позволял находиться в избе во время топки. Дым выходил из устья печи прямо в комнату, стелился по потолку, а затем опускался до уровня полок-воронцов и...

Показать полностью
Фильтр

Содержит текст:


Атрибуты

Нет ни одного атрибута.