с 1875 г. по 1942 г.
Комментарий культуролога В. Елистратова
Период
с 1875 г. по 1942 г.
Описание:

Когда произносят имя физиолога А.А. Ухтомского, то сразу выстреливает слово, ставшее символом, эмблемой его наследия. Это слово — доминанта. Он сделал очень много другого. Но доминантой его жизни была все-таки доминанта.

Что это такое? Можно сказать, что это некий главный набор рефлексов психики человека. Можно дать множество научных определений доминанте. Но если выразиться ненаучно, то доминанта есть не что иное, как человеческая сущность. Ядро души. Стержень духа. Смысл жизни человека.

Ученый сравнивал доминанту с законом тяготения. Всё на Земле подчинено закону тяготения. Любой человек зависит от своей доминанты.

Ухтомский принадлежал к поразительной плеяде русских ученых конца XIX — начала ХХ века. Эти люди (такие как Вернадский, Федоров, Рерих, Бехтерев, Флоренский, Лосев, Чижевский и другие) совершили нечто удивительное. Они, будучи одновременно и строгими учеными, часто естественниками, и глубоко религиозными гуманитариями, в буквальном смысле смогли поверить алгеброй гармонию. И гармонией — алгебру. Иначе говоря: синтезировали физику и лирику, естественно-точное знание и знание гуманитарное, науку и религию.

Можно сказать, что они подвели итог более чем двухтысячелетней истории человечества, начиная со знаменитого осевого времени (≈ VIII—II в. до н. э.). И подготовили почву для перехода в некое новое осевое время, на пороге которого мы стоим.

Что сделал физиолог Алексей Алексеевич Ухтомский, уроженец рыбинского села Веслома, потомок Рюрика и старообрядцев, советский ученый и монах в миру, богослов и физиолог?

В сущности, он по-своему, очень оригинально и плодотворно научно обосновал наличие души и дал инструкцию, как ею пользоваться.

Древние греки, китайцы, египтяне, евреи, индусы тысячелетиями нащупывали ее через слова даймон, псюхэ, ка, роах, жэнь, дао, карма, дхарма, артха и т. д. и т. п.

А.А. Ухтомский, подводя итоги тысячелетних дискуссий, говорит примерно следующее: душа не просто есть, она управляема самим человеком. По-настоящему душа живет только тогда, когда она направлена вовне, когда она переключается на жизнь другого человека. Примерно как по Станиславскому (их идеи ой как созвучны!): надо вживаться в роль, иначе — не верю! Ухтомский называет это жаждой собеседника. Если ты — вещь в себе, то становишься простым двойником (здравствуйте, Ф.М. Достоевский!), то есть о других приземленно судишь по себе. Вор в другом всегда ищет вора. Если же ты открыт душой — ты получаешь заслуженного собеседника. Всё это — цитаты из Ухтомского.

Человек поворачивается к себе той стороной, которую заслужил.

Если же ты потеряешь свою доминанту, то потеряешь себя. Ухтомский про таких говорил, что они — как персонаж русского фольклора предатель Гришка Кутерьма.

Строго научная проповедь Ухтомского звучит в наши дни более чем актуально. Тем более, что это — рецепт, руководство к действию, а не просто научная теория. Сам ученый доказывал ее верность каждым моментом своей жизни: и когда читал лекции по физиологии своим сокамерникам в подвалах Лубянки, и когда перед самой смертью в блокадном Ленинграде, уже безнадежно больной, писал одну из лучших своих статей.

Алексей Алексеевич, умирая, сам затушил огарок свечи и положил на грудь Псалтирь, открытую на "За упокой".

Подвижник Ухтомский довел свою доминанту до логического конца и передал ее нам.

ок. 1910 г.
Главное открытие А.А. Ухтомского
Период
ок. 1910 г.
Описание:

Главным открытием А.А. Ухтомского принято считать принцип доминанты — теорию, способную объяснить некоторые фундаментальные аспекты поведения и психических процессов человека, которая стала развитием идей Н.Е. Введенского.

Суть принципа доминанты заключается в следующем: во все моменты жизнедеятельности человека создаются условия, при которых выполнение какой-либо функции становится более важным, чем выполнение других функций (то есть выполнение одной, наиболее важной, функции начинает доминировать, подавляя другие функции). По словам А.А. Ухтомского, он заимствовал термин "доминанта" из книги Рихарда Авенариуса "Критика чистого опыта".

Для Ухтомского доминанта была тем, что определяет направленность человеческого восприятия. Доминанта служила фактором, который интегрирует ощущения человека в целостную картину. Ухтомский полагал, что все отрасли человеческого опыта, в том числе и наука, подвержены влиянию доминант, при помощи которых подбираются впечатления, образы и убеждения.

Учение о доминанте переросло рамки физиологии и стало целым направлением в русской философской антропологии, оно также используется в психологически ориентированном литературоведении. Наследие Ухтомского ставит его в ряд крупнейших социальных мыслителей XX века.

Комментарий культуролога В. Елистратова
Период
с 1875 г. по 1942 г.
Описание:

Когда произносят имя физиолога А.А. Ухтомского, то сразу выстреливает слово, ставшее символом, эмблемой его наследия. Это слово — доминанта. Он сделал очень много другого. Но доминантой его жизни была все-таки доминанта.

Что это такое? Можно сказать, что это некий главный набор рефлексов психики человека. Можно дать множество научных определений доминанте. Но если выразиться ненаучно, то доминанта есть не что иное, как человеческая сущность. Ядро души. Стержень духа. Смысл жизни человека.

Ученый сравнивал доминанту с законом тяготения. Всё на Земле...

Показать полностью
Главное открытие А.А. Ухтомского
Период
ок. 1910 г.
Описание:

Главным открытием А.А. Ухтомского принято считать принцип доминанты — теорию, способную объяснить некоторые фундаментальные аспекты поведения и психических процессов человека, которая стала развитием идей Н.Е. Введенского.

Суть принципа доминанты заключается в следующем: во все моменты жизнедеятельности человека создаются условия, при которых выполнение какой-либо функции становится более важным, чем выполнение других функций (то есть выполнение одной, наиболее важной, функции начинает доминировать, подавляя другие функции). По словам А.А....

Показать полностью
Фильтр

Содержит текст:


Атрибуты

Нет ни одного атрибута.