500 г. до н.э. UTC+4
|
Вечные образы
Период
500 г. до н.э. UTC+4
Место:
Страны мира
Описание:
Вечные образы художественные образы произведений мировой литературы, в которых писатель на основе жизненного материала своего времени сумел создать долговечное обобщение, применимое в жизни последующих поколений. Эти образы приобретают нарицательный смысл и сохраняют художественное значение вплоть до нашего времени. Свойства вечных образов (обычно встречающиеся вместе): - содержательная емкость, неисчерпаемость смыслов; - высокая художественная, духовная ценность; - способность преодолевать границы эпох и национальных культур, общепонятность, непреходящая актуальность; - поливалентность - повышенная способность соединяться с другими системами образов, участвовать в различных сюжетах, вписываться в изменяющуюся обстановку, не теряя свою идентичность; - переводимость на языки других искусств, а также языки философии, науки и т. д.; - широкая распространенность. ЗАДАНИЯ: 1. Найдите определение понятия "вечные образы" в интеренете. Сопоставьте разные источники. На основе анализа информации самостоятельно дополните эту хронологическую линию содержательными рабочими карточками по аналогии с имеющимися.
Источники:
Базовые:
Вечные образы в системе констант культуры
Электронная энциклопедия
|
с 429 г. до н.э. по 426 г. до н.э. UTC+4
|
Мудрец
Период
с 429 г. до н.э. по 426 г. до н.э. UTC+4
Место:
Древняя Греция
Описание:
Царь Эди ́ п , также Эди ́ п-царь , Эди ́ п-тира ́ н - одна из семи дошедших до нас трагедий Софокла, афинского поэта и драматурга, жившего прим. в 496 -406 гг. до н. э., почитаемого - наряду с Эсхилом и Еврипидом - как величайшего трагика античности. ЗАДАНИЯ: 1. Внимательно прочитайте трагедию Софокла "Царь Эдип". Кто из действующих лиц мудрец? Какова художественная роль этого героя в произведении? Ваш ответ: 2. Какие мудрецы из произведений мировой литературы вам известны? Свой ответ оформите в таблице с колонками: Автор - Произведение - Герой-мудрец - Ваши аргументы. Свою работу опубликуйте в Доп.материалах. 3. Составьте конспект статьи Е.Н.Бондаренко "Архетип мудреца и витальность мысли в концепции авторов-натурфилософов Ч.Т.Айтматова и С.П.Залыгина" в формате интеллект-карты. Скриншот работы опубликуйте в Доп.материалах.
Источники:
Базовые:
Софокл.
О трагедии Софокла
Учебные:
О Софокле
Афоризмы, цитаты, высказывания Софокла
Е.Н.Бондаренко
Медиаресурсы:
|
60 г. UTC+4
|
Иуда
Период
60 г. UTC+4
Место:
Иудея
Описание:
Из Библии. Иуда Искариот - один из двенадцати учеников Иисуса, предавший его за тридцать сребреников иудейским первосвященникам. Приведя стражу в Гефсиманский сад, где находился со своими учениками Иисус, Иуда сказал солдатам, что схватить следует того, кого он поцелует. И он поцеловал Иисуса Христа (Евангелие от Матфея, гл. 26, ст. 14 -16; Евангелие от Марка, гл. 14, ст. 44; Евангелие от Луки, гл. 22, ст. 47-48). Синоним предателя. поцелуй Иуды - лицемерие и подлость, скрытые под маской любви и верности. Назовите произведение, автора, героев-предателей и причину их предательства а) в литературе XIX века : б) в литературе XX века : в) в литературе XXI века :
Источники:
Базовые:
Иуда. Хроника одного предательства
Картины Николая Ге
Медиаресурсы:
|
60 г. UTC+4
|
Христос
Период
60 г. UTC+4
Место:
Палестина, Иудея
Описание:
Первыми произведениями об Иисусе были произведения 3 евангелистов-синоптиков - Евангелия от Марка, Матфея и Луки, которые были написаны в 50-60 годах н. э. Приблизительно в это же время были написаны послания апостолов Иакова, Петра и Павла. В конце I века были написаны послания апостола Иоанна и Евангелие от Иоанна. На рубеже I и II века возникло много апокрифических произведений , в которых образ Иисуса и Его вероучение значительно отличались от описанного в канонических книгах Нового Завета. Церковь признала подложность этих произведений, но не все из них были отвергнуты как еретические, некоторые повлияли на формирования т. н.Священного Предания . Наиболее известный из апокрифов об Иисусе Христе - т. н.Евангелие детства , полное название которого в рукописях - Сказание Фомы, израильского философа, о детстве Христа . ЗАДАНИЯ: 1. Составьте конснспект научных статей [2] , [3] , [ 4 ] (см. Источники - Учебные) в формате интеллект-карты. Скриншот своей работы опубликуйте в Доп.материалах.
Источники:
Базовые:
Википедия
Образ Иисуса Христа в русской литературе
О развитии образа Христа в литературе и кино
Г.Фаст. Образ Христа в художественном творчестве
|
400 г. UTC+4
|
Дурак
Период
400 г. UTC+4
Место:
Страны мира
Описание:
Дурак-недотепа — непременный фольклорный герой пословиц, поговорок, бытовых сказок любого народа. Из-за своей глупости он предпринимает нелепые шаги, противоречащие здравому смыслу, или поступает невпопад, несообразно обстоятельствам. простодушный дурак —скорее литературный, чем фольклорный персонаж. Его наивность, цельность, его естественные чувства могут противопоставляться неестественной для человеческой природы системе ценностей и предрассудкам мира разумных. О том, что действительно важно для человека, он знает больше, чем окружающие егонормальныелюди. нормальных , выступает против несправедливости и нарушения наиболее базовых для своего времени законовбожеских . В новое время, по-видимому, этот образ потерял свою востребованность, хотя объединяющие его с дураком-простаком мотивы, выраженные в пословицахДураку и Бог простит ( нищета духа, как ценность) иПравду видят дураки , сохраняют свою актуальность. простодушному дуракустоит герой русского фольклора, Иван-дурак . Его предполагаемая глупость может и вовсе не проявляется, а может выражаться внепрактичности , когда Дурак жертвует какими-то ценными благами ради мечты или идеала, не придает значения совершенным подвигам или не умеет доказать их авторство. ЗАДАНИЕ: 1. Создайте новую хронологическую линию на основе научной статьи Е.С.Дыкун "Странные" герои в русской литературе. 2. Познакомьтесь с дидактической поэмой Себастьяна Бранта "Корабль дураков". Выразите свои читательские впечатления в жанре эссе. Свою работу опубликуйте в Доп.материалах.
Источники:
Базовые:
Википедия
Учебные:
Е.С.Дыкун.
С.Брант.
В.Еремин. Себастьян Брант
|
400 г. UTC+4
|
Плут
Период
400 г. UTC+4
Место:
Страны мира
Описание:
Плут, шут и дураксоздают вокруг себя особые мирки, особые хронотопы. Им присуща своеобразная особенность и право — быть чужими в этом мире, ни с одним из существующих жизненных положений этого мира они не солидаризуются, ни одно их не устраивает, они видят изнанку и ложь каждого положения. Поэтому они могут пользоваться любым жизненным положением лишь как маской. У плута еще есть нити, связывающие его с действительностью; шут и дурак — не от мира сегои потому имеют особые права и привилегии. Фигуры эти и сами смеются, и над ними смеются. Смех их носит публичный народно-площадной характер. Они восстанавливают публичность человеческого образа: ведь все бытие этих фигур, как таких, сплошь и до конца вовне, они, так сказать, все выносят на площадь, вся их функция к тому и сводится, чтобы овнешнять (правда, не свое, а отраженное чужое бытие, — но другого у них и нет). Этим создается особый модус овнешнения человека путем пародийного смеха. (М.Бахтин) ЗАДАНИЯ: 1. Подберите синонимы к слову плут. Ваш ответ: 2. Кто такой ПИКАРО? Ваш ответ: 3. Посмотрите диафильм по французской сказке. Кто в ней плут? Почему? Ваш ответ: 4. Создайте отдельную хронолинию "Плуты в мировой литературе" и опубликуйте ее на сайте https://chronolines.ru/ 5. Подготовьте конспект статьи В.Д.Миленко "Плутовской герой русской советской прозы 1920-х годов: проблемы типологии" в формате интеллект-карты (см. Источники - Учебные [3] ). Скриншот своей работы опубликуйте в Доп.материалах.
Источники:
Базовые:
М.М.Бахтин. Формы времени и хронотопа в романе. VI. Функции плута, шута, дурака в романе
АТ.С.Афанасьева. Интеграция архетипов плута и демона в образе Остапа Бендера
Учебные:
Статья В.Д.Миленко
Плут-малыш (диафильм)
|
с 1100 г. по 1601 г. UTC+4
|
Гамлет
Период
с 1100 г. по 1601 г. UTC+4
Место:
Дания, Франция, Англия
Описание:
Траги ческая исто рия о Га млете, при нце да тском ( англ. The Tragical Historie of Hamlet, Prince of Denmarke) или просто Га ́ млет — трагедия Уильяма Шекспира в пяти актах, одна из самых известных его пьес, и одна из самых знаменитых пьес в мировой драматургии. Написана в 1600 — 1601 годах. Как полагают исследователи, сюжет пьесы заимствован Шекспиром из несохранившейся пьесы Томаса Кида, автора пьесы Испанская трагедия . Последняя работа могла иметь влияние на произведение Шекспира, но существует мнение, что обе могли основываться на более раннем произведении. ЗАДАНИЯ: 1. Внимательно прочитайте трагедию У.Шекспира "Гамлет" и краткую справку об авторе и его пьесе (см. Источники - Базовые). 2. Рассмотрите иллюстрации Саввы Бродского к трагедии У.Шекспира "Гамлет" (см. Доп.материалы). Напишите эссе: Драматург и художник (по пьесе У.Шекспира "Гамлет" и опубликуйте свою работу в Доп.материалах.
Источники:
Базовые:
У.Шекспир. Гамлет, принц датский
Учебные:
Википедия
Фильм
Медиаресурсы:
|
1208 г. UTC+4
|
Плут или мудрец?
Период
1208 г. UTC+4
Место:
Средняя Азия. Ближний Восток, Закавказье, Балканы
Описание:
Истории и причти о Ходже Насреддине символичны, поучительны, иногда смешные. Насреддин то и дело шутит, смеется над собой, но с другой стороны он выступает зеркалом для нас с вами, ведь в его шутках отражаются многочисленные человеческие пороки и недостатки. ЗАДАНИЯ: 1. Кто такой Ходжа Насреддин: плут или мудрец? Самостоятельно создайте хронолинию о Ходже Насреддине и похожих на него героевмировой литературы. В каждой рабочей карточке дайте соответствующую информацию, придумайте задания, подготовьте интересные гиперссылки в "Источниках".
Источники:
Базовые:
Википедия
Притчи и анекдоты о Ходже Насреддине
|
1500 г. UTC+4
|
Мефистофель
Период
1500 г. UTC+4
Описание:
Мефистофель - Mephistopheles - Самый известный, хотя не самый почитаемый и далеко не самый могущественный демон, в значительной степени обязанный своей славой таланту поэта Иоганна Вольфганга Гете и композитора Шарля Гуно, Мефистофель (Мефисто, нем. Mephistopheles), согласно преданию, служилзнакомцемнемецкому бродячему ученому и магу, Георгию (Иоаннесу) Сабиллику Фаусту (1480 - 1540?). Имя этого демона пишут по-разному, в том числе Mephistopheles, Miphostophiles, Mephisto, Mephostophiles и Mephistophilis. Возможно, греч. происхождения - " ненавидящий свет", от ме - не, phos - свет и рholos - любящий; по др. версии, древнеевр. происхождения - от мефиц - разрушитель и тофель - лжец. Повесть о докторе Фаусте... ( опубликована в 1587), затем он стал героем философской драмыФаустИ. В. Гете и др. произведений. ЗАДАНИЯ: 1. Какие другие имена этого демона вы знаете? Поставьте ссылку на найденную вами информацию в поле "Источники" (Самостоятельно найденные). Ваш ответ: 2. Создайте галерею иллюстраций к произведению В.Гете "Фауст" с указанием автора и наименованием эпизода. Свою работу в формате презентации опубликуйте в Доп.материалах. 3. Создайте новую хронологическую линию "Обзаз демона-искусителя в русской литературе" и опубликуйте ее на сайте https://chronolines.ru/
Источники:
Базовые:
Мифологическая энциклопедия. Демонология
Википедия
Самостоятельно найденные:
|
1604 г. UTC+4
|
Отелло
Период
1604 г. UTC+4
Место:
Англия
Описание:
Оте ́ лло, венециа́ нский мавр ( англ. The Tragedy of Othello, The Moor of Venice, часто кратко Отелло по имени главного героя) — трагедийная пьеса Уильяма Шекспира, написанная около 1604 года. Сюжет пьесы основан на произведении Джиральди Чинтио Венецианский мавр . ЗАДАНИЯ: 1. Внимательно прочитайте трагедию У.Шекспира "Отелло" [1]. 2. Посмотрите фильм "Отелло" (1955). Сопоставьте ваш читательский образ и образ Отелло, созданный актером, и напишите эссе. Свою работу присоедините в Доп.материалы. 3. Познакомьтесь с научным анализом трагедии в статьях [ 4 ] и [ 5 ] (см. Источники - Учебные). Выпишите из этих статей слова-характеристики Отелло. Ваш ответ по статье [ 4 ] : Ваш ответ по статье [ 5 ] : 4. Аргументированно ответьте на вопрос: Действительно ли это образ стал вечным ? Ваш ответ:
Источники:
Базовые:
Википедия
У.Шекспир. Отелло
Учебные:
Фильм
О главном герое трагедии У.Шекспира: Дж.М. Мэтьюз
Н.Берковский
|
1605 г. UTC+4
|
Дон Кихот
Период
1605 г. UTC+4
Место:
Испания
Описание:
Хитроу ́ мный ида ́ льго Дон Кихо ́ т Лама ́ нчский (El ingenioso hidalgo Don Quijote de la Mancha), часто просто Дон Кихо ́ т — роман испанского писателя Мигеля де Сервантеса Сааведры (1547 — 1616) о приключениях одноимённого героя. Был опубликован в двух томах. Первый вышел в 1605 году, второй — в 1615 году. Роман задумывался как пародия на рыцарские романы. Впоследствии переведённый на все европейские языки, этот роман поныне является одной из популярнейших книг, а в 2002 году признан лучшим романом в мировой литературе. ЗАДАНИЯ: 1. Прочитайте роман Сервантеса и по ходу чтения выпишите в таблицу перечень поступков Дон Кихота, выразите свое отношение к каждому поступку идальго. 2. Сделайте краткий конспект Лекции 12 . 3. Найдите в интернете иллюстрации романа и составьте флэш-презентацию с цитатами под каждой иллюстрацией. 4. Напишите эссе "Современный Дон Кихот". Свои работы опубликуйте в Доп.материалах. 5. В каких произведениях вы встречались с подобным героем? (автор - произведение - герой). Ваш ответ:
Источники:
Базовые:
О романе Сервантеса
Учебные:
Сервантес. Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский
|
1606 г. UTC+4
|
Макбет
Период
1606 г. UTC+4
Место:
Англия
Описание:
Макбе ́ т ( англ. Macbeth) - пьеса, одна из наиболее известных трагедий Уильяма Шекспира. Пьеса, отдалённо основанная на истории реального шотландского короля Макбета, часто представляется архетипичной историей об опасности чрезмерной жажды власти и измены друзьям. ЗАДАНИЯ: 1. Внимательно прочитайте трагедию У.Шекспира "Макбет". Объясните выбор автором названия пьесы. Ваш ответ: 2. Рассмотрите иллюстрации к произведению. какие моменты развития действия запечатлел художник? Подберите соответствующие цитаты. Ваш ответ 1: Ваш ответ 2: 3. Охарактеризуйте Макбета. Свою работу опубликуйте в Доп.материалах. 4. В каких прочитанных вами произведениях вы встретили героев, ассоциирующихся с образом Макбета? Ваш ответ: 5. Создайте самостоятельно новую хронологическую линию, убеждающую в вечности этого художественного образа.
Источники:
Базовые:
Википедия
У.Шекспир. Макбет
У.Шекспир. Макбет
Медиаресурсы:
|
1630 г. UTC+4
|
Дон Жуан
Период
1630 г. UTC+4
Место:
Испания
Описание:
Первый художественный образ дона Жуана создал Тирсо де Молина в пьесе "Севильский распутник и каменный гость" ( ок. 1630). Основой сюжета послужила подлинная история Хуана Тенорио. ЗАДАНИЯ: 1. Пользуясь указанными гиперссылками, подготовьте устные ответы на вопросы: а) каковы истоки легенды о каменном госте и повесе? б) какова подлинная история Хуана Тенорио? в) в каких литературных произведениях последующих веков встречается этот образ? 2. Внимательно прочитайте произведения Тирсо де Молина ,Дж.Г.Байрона "Дон Жуан", А.С.Пушкина "Каменный гость". Дайте письменную сопоставительную характеристику образов Дон Жуана. Свою работу опубликуйте в Доп.материалах.
Источники:
Базовые:
Википедия
Трактовка образа Дон Жуана в литературе (реферат)
Учебные:
Тирсо де Молина
А.С.Пушкин
Образы Дон Жуана в литературе и искусстве
Дж.Г.Байрон
|
Вечные образы художественные образы произведений мировой литературы, в которых писатель на основе жизненного материала своего времени сумел создать долговечное обобщение, применимое в жизни последующих поколений. Эти образы приобретают нарицательный смысл и сохраняют художественное значение вплоть до нашего времени.
Свойства вечных образов (обычно встречающиеся вместе):
- содержательная емкость, неисчерпаемость смыслов;
- высокая художественная, духовная ценность;
- способность преодолевать границы эпох и национальных культур,...
Вечные образы художественные образы произведений мировой литературы, в которых писатель на основе жизненного материала своего времени сумел создать долговечное обобщение, применимое в жизни последующих поколений. Эти образы приобретают нарицательный смысл и сохраняют художественное значение вплоть до нашего времени.
Свойства вечных образов (обычно встречающиеся вместе):
- содержательная емкость, неисчерпаемость смыслов;
- высокая художественная, духовная ценность;
- способность преодолевать границы эпох и национальных культур, общепонятность, непреходящая актуальность;
- поливалентность
- повышенная способность соединяться с другими системами образов, участвовать в различных сюжетах, вписываться в изменяющуюся обстановку, не теряя свою идентичность; - переводимость на языки других искусств, а также языки философии, науки и т. д.;
- широкая распространенность.
ЗАДАНИЯ:
1. Найдите определение понятия "вечные образы" в интеренете. Сопоставьте разные источники. На основе анализа информации самостоятельно дополните эту хронологическую линию содержательными рабочими карточками по аналогии с имеющимися.
Базовые: | |
Вечные образы в системе констант культуры | |
Электронная энциклопедия |
Царь Эди ́ п , также Эди ́ п-царь , Эди ́ п-тира ́ н - одна из семи дошедших до нас трагедий Софокла, афинского поэта и драматурга, жившего прим. в 496 -406 гг. до н. э., почитаемого - наряду с Эсхилом и Еврипидом - как величайшего трагика античности.
ЗАДАНИЯ:
1. Внимательно прочитайте трагедию Софокла "Царь Эдип". Кто из действующих лиц мудрец? Какова художественная роль этого героя в произведении?
Ваш ответ:
2. Какие мудрецы из произведений мировой литературы вам известны? Свой ответ оформите в таблице с колонками: Автор - Произведение -...
Царь Эди ́ п , также Эди ́ п-царь , Эди ́ п-тира ́ н - одна из семи дошедших до нас трагедий Софокла, афинского поэта и драматурга, жившего прим. в 496 -406 гг. до н. э., почитаемого - наряду с Эсхилом и Еврипидом - как величайшего трагика античности.
ЗАДАНИЯ:
1. Внимательно прочитайте трагедию Софокла "Царь Эдип". Кто из действующих лиц мудрец? Какова художественная роль этого героя в произведении?
Ваш ответ:
2. Какие мудрецы из произведений мировой литературы вам известны? Свой ответ оформите в таблице с колонками: Автор - Произведение - Герой-мудрец - Ваши аргументы. Свою работу опубликуйте в Доп.материалах.
3. Составьте конспект статьи Е.Н.Бондаренко "Архетип мудреца и витальность мысли в концепции авторов-натурфилософов Ч.Т.Айтматова и С.П.Залыгина" в формате интеллект-карты. Скриншот работы опубликуйте в Доп.материалах.
Базовые: | |
Софокл. | |
О трагедии Софокла | |
Учебные: | |
О Софокле | |
Афоризмы, цитаты, высказывания Софокла | |
Е.Н.Бондаренко |
Из Библии. Иуда Искариот - один из двенадцати учеников Иисуса, предавший его за тридцать сребреников иудейским первосвященникам. Приведя стражу в Гефсиманский сад, где находился со своими учениками Иисус, Иуда сказал солдатам, что схватить следует того, кого он поцелует. И он поцеловал Иисуса Христа (Евангелие от Матфея, гл. 26, ст. 14 -16; Евангелие от Марка, гл. 14, ст. 44; Евангелие от Луки, гл. 22, ст. 47-48).
Синоним предателя.
поцелуй Иуды - лицемерие и подлость, скрытые под маской любви и верности. Назовите произведение, автора, героев-предателей и причину...
Из Библии. Иуда Искариот - один из двенадцати учеников Иисуса, предавший его за тридцать сребреников иудейским первосвященникам. Приведя стражу в Гефсиманский сад, где находился со своими учениками Иисус, Иуда сказал солдатам, что схватить следует того, кого он поцелует. И он поцеловал Иисуса Христа (Евангелие от Матфея, гл. 26, ст. 14 -16; Евангелие от Марка, гл. 14, ст. 44; Евангелие от Луки, гл. 22, ст. 47-48).
Синоним предателя.
поцелуй Иуды - лицемерие и подлость, скрытые под маской любви и верности. Назовите произведение, автора, героев-предателей и причину их предательства
а) в литературе XIX века :
б) в литературе XX века :
в) в литературе XXI века :
Базовые: | |
Иуда. Хроника одного предательства | |
Картины Николая Ге |
Первыми произведениями об Иисусе были произведения 3 евангелистов-синоптиков - Евангелия от Марка, Матфея и Луки, которые были написаны в 50-60 годах н. э. Приблизительно в это же время были написаны послания апостолов Иакова, Петра и Павла. В конце I века были написаны послания апостола Иоанна и Евангелие от Иоанна.
На рубеже I и II века возникло много апокрифических произведений , в которых образ Иисуса и Его вероучение значительно отличались от описанного в канонических книгах Нового Завета. Церковь признала подложность этих произведений, но не все...
Первыми произведениями об Иисусе были произведения 3 евангелистов-синоптиков - Евангелия от Марка, Матфея и Луки, которые были написаны в 50-60 годах н. э. Приблизительно в это же время были написаны послания апостолов Иакова, Петра и Павла. В конце I века были написаны послания апостола Иоанна и Евангелие от Иоанна.
На рубеже I и II века возникло много апокрифических произведений , в которых образ Иисуса и Его вероучение значительно отличались от описанного в канонических книгах Нового Завета. Церковь признала подложность этих произведений, но не все из них были отвергнуты как еретические, некоторые повлияли на формирования т. н.Священного Предания . Наиболее известный из апокрифов об Иисусе Христе - т. н.Евангелие детства , полное название которого в рукописях - Сказание Фомы, израильского философа, о детстве Христа .
ЗАДАНИЯ:
1. Составьте конснспект научных статей [2] , [3] , [ 4 ] (см. Источники - Учебные) в формате интеллект-карты. Скриншот своей работы опубликуйте в Доп.материалах.
Базовые: | |
Википедия | |
Образ Иисуса Христа в русской литературе | |
О развитии образа Христа в литературе и кино | |
Г.Фаст. Образ Христа в художественном творчестве |
Дурак-недотепа — непременный фольклорный герой пословиц, поговорок, бытовых сказок любого народа. Из-за своей глупости он предпринимает нелепые шаги, противоречащие здравому смыслу, или поступает невпопад, несообразно обстоятельствам. простодушный дурак —скорее литературный, чем фольклорный персонаж. Его наивность, цельность, его естественные чувства могут противопоставляться неестественной для человеческой природы системе ценностей и предрассудкам мира разумных. О том, что действительно важно для человека, он знает больше, чем окружающие...
Дурак-недотепа — непременный фольклорный герой пословиц, поговорок, бытовых сказок любого народа. Из-за своей глупости он предпринимает нелепые шаги, противоречащие здравому смыслу, или поступает невпопад, несообразно обстоятельствам. простодушный дурак —скорее литературный, чем фольклорный персонаж. Его наивность, цельность, его естественные чувства могут противопоставляться неестественной для человеческой природы системе ценностей и предрассудкам мира разумных. О том, что действительно важно для человека, он знает больше, чем окружающие егонормальныелюди. нормальных , выступает против несправедливости и нарушения наиболее базовых для своего времени законовбожеских . В новое время, по-видимому, этот образ потерял свою востребованность, хотя объединяющие его с дураком-простаком мотивы, выраженные в пословицахДураку и Бог простит ( нищета духа, как ценность) иПравду видят дураки , сохраняют свою актуальность. простодушному дуракустоит герой русского фольклора, Иван-дурак . Его предполагаемая глупость может и вовсе не проявляется, а может выражаться внепрактичности , когда Дурак жертвует какими-то ценными благами ради мечты или идеала, не придает значения совершенным подвигам или не умеет доказать их авторство.
ЗАДАНИЕ:
1. Создайте новую хронологическую линию на основе научной статьи Е.С.Дыкун "Странные" герои в русской литературе.
2. Познакомьтесь с дидактической поэмой Себастьяна Бранта "Корабль дураков". Выразите свои читательские впечатления в жанре эссе. Свою работу опубликуйте в Доп.материалах.
Базовые: | |
Википедия | |
Учебные: | |
Е.С.Дыкун. | |
С.Брант. | |
В.Еремин. Себастьян Брант |
Плут, шут и дураксоздают вокруг себя особые мирки, особые хронотопы.
Им присуща своеобразная особенность и право — быть чужими в этом мире, ни с одним из существующих жизненных положений этого мира они не солидаризуются, ни одно их не устраивает, они видят изнанку и ложь каждого положения. Поэтому они могут пользоваться любым жизненным положением лишь как маской. У плута еще есть нити, связывающие его с действительностью; шут и дурак — не от мира сегои потому имеют особые права и привилегии. Фигуры эти и сами смеются, и над ними смеются. Смех их...
Плут, шут и дураксоздают вокруг себя особые мирки, особые хронотопы.
Им присуща своеобразная особенность и право — быть чужими в этом мире, ни с одним из существующих жизненных положений этого мира они не солидаризуются, ни одно их не устраивает, они видят изнанку и ложь каждого положения. Поэтому они могут пользоваться любым жизненным положением лишь как маской. У плута еще есть нити, связывающие его с действительностью; шут и дурак — не от мира сегои потому имеют особые права и привилегии. Фигуры эти и сами смеются, и над ними смеются. Смех их носит публичный народно-площадной характер. Они восстанавливают публичность человеческого образа: ведь все бытие этих фигур, как таких, сплошь и до конца вовне, они, так сказать, все выносят на площадь, вся их функция к тому и сводится, чтобы овнешнять (правда, не свое, а отраженное чужое бытие, — но другого у них и нет). Этим создается особый модус овнешнения человека путем пародийного смеха. (М.Бахтин)
ЗАДАНИЯ:
1. Подберите синонимы к слову плут.
Ваш ответ:
2. Кто такой ПИКАРО?
Ваш ответ:
3. Посмотрите диафильм по французской сказке. Кто в ней плут? Почему?
Ваш ответ:
4. Создайте отдельную хронолинию "Плуты в мировой литературе" и опубликуйте ее на сайте https://chronolines.ru/
5. Подготовьте конспект статьи В.Д.Миленко "Плутовской герой русской советской прозы 1920-х годов: проблемы типологии" в формате интеллект-карты (см. Источники - Учебные [3] ). Скриншот своей работы опубликуйте в Доп.материалах.
Траги ческая исто рия о Га млете, при нце да тском ( англ. The Tragical Historie of Hamlet, Prince of Denmarke) или просто Га ́ млет — трагедия Уильяма Шекспира в пяти актах, одна из самых известных его пьес, и одна из самых знаменитых пьес в мировой драматургии. Написана в 1600 — 1601 годах.
Как полагают исследователи, сюжет пьесы заимствован Шекспиром из несохранившейся пьесы Томаса Кида, автора пьесы
Испанская трагедия . Последняя работа могла иметь влияние на произведение Шекспира, но существует мнение, что обе могли основываться на более раннем...
Траги ческая исто рия о Га млете, при нце да тском ( англ. The Tragical Historie of Hamlet, Prince of Denmarke) или просто Га ́ млет — трагедия Уильяма Шекспира в пяти актах, одна из самых известных его пьес, и одна из самых знаменитых пьес в мировой драматургии. Написана в 1600 — 1601 годах.
Как полагают исследователи, сюжет пьесы заимствован Шекспиром из несохранившейся пьесы Томаса Кида, автора пьесы
Испанская трагедия . Последняя работа могла иметь влияние на произведение Шекспира, но существует мнение, что обе могли основываться на более раннем произведении.
ЗАДАНИЯ:
1. Внимательно прочитайте трагедию У.Шекспира "Гамлет" и краткую справку об авторе и его пьесе (см. Источники - Базовые).
2. Рассмотрите иллюстрации Саввы Бродского к трагедии У.Шекспира "Гамлет" (см. Доп.материалы). Напишите эссе: Драматург и художник (по пьесе У.Шекспира "Гамлет" и опубликуйте свою работу в Доп.материалах.
Базовые: | |
У.Шекспир. Гамлет, принц датский | |
Учебные: | |
Википедия | |
Фильм |
Истории и причти о Ходже Насреддине символичны, поучительны, иногда смешные. Насреддин то и дело шутит, смеется над собой, но с другой стороны он выступает зеркалом для нас с вами, ведь в его шутках отражаются многочисленные человеческие пороки и недостатки.
ЗАДАНИЯ:
1. Кто такой Ходжа Насреддин: плут или мудрец?
Самостоятельно создайте хронолинию о Ходже Насреддине и похожих на него героевмировой литературы. В каждой рабочей карточке дайте соответствующую информацию, придумайте задания, подготовьте интересные гиперссылки в "Источниках".
Истории и причти о Ходже Насреддине символичны, поучительны, иногда смешные. Насреддин то и дело шутит, смеется над собой, но с другой стороны он выступает зеркалом для нас с вами, ведь в его шутках отражаются многочисленные человеческие пороки и недостатки.
ЗАДАНИЯ:
1. Кто такой Ходжа Насреддин: плут или мудрец?
Самостоятельно создайте хронолинию о Ходже Насреддине и похожих на него героевмировой литературы. В каждой рабочей карточке дайте соответствующую информацию, придумайте задания, подготовьте интересные гиперссылки в "Источниках".
Базовые: | |
Википедия | |
Притчи и анекдоты о Ходже Насреддине |
Мефистофель - Mephistopheles - Самый известный, хотя не самый почитаемый и далеко не самый могущественный демон, в значительной степени обязанный своей славой таланту поэта Иоганна Вольфганга Гете и композитора Шарля Гуно, Мефистофель (Мефисто, нем. Mephistopheles), согласно преданию, служилзнакомцемнемецкому бродячему ученому и магу, Георгию (Иоаннесу) Сабиллику Фаусту (1480 - 1540?). Имя этого демона пишут по-разному, в том числе Mephistopheles, Miphostophiles, Mephisto, Mephostophiles и Mephistophilis. Возможно, греч. происхождения - " ненавидящий свет", от ме - не, phos - свет и рholos - любящий; по др....
Мефистофель - Mephistopheles - Самый известный, хотя не самый почитаемый и далеко не самый могущественный демон, в значительной степени обязанный своей славой таланту поэта Иоганна Вольфганга Гете и композитора Шарля Гуно, Мефистофель (Мефисто, нем. Mephistopheles), согласно преданию, служилзнакомцемнемецкому бродячему ученому и магу, Георгию (Иоаннесу) Сабиллику Фаусту (1480 - 1540?). Имя этого демона пишут по-разному, в том числе Mephistopheles, Miphostophiles, Mephisto, Mephostophiles и Mephistophilis. Возможно, греч. происхождения - " ненавидящий свет", от ме - не, phos - свет и рholos - любящий; по др. версии, древнеевр. происхождения - от мефиц - разрушитель и тофель - лжец. Повесть о докторе Фаусте... ( опубликована в 1587), затем он стал героем философской драмыФаустИ. В. Гете и др. произведений.
ЗАДАНИЯ:
1. Какие другие имена этого демона вы знаете? Поставьте ссылку на найденную вами информацию в поле "Источники" (Самостоятельно найденные).
Ваш ответ:
2. Создайте галерею иллюстраций к произведению В.Гете "Фауст" с указанием автора и наименованием эпизода. Свою работу в формате презентации опубликуйте в Доп.материалах.
3. Создайте новую хронологическую линию "Обзаз демона-искусителя в русской литературе" и опубликуйте ее на сайте https://chronolines.ru/
Базовые: | |
Мифологическая энциклопедия. Демонология | |
Википедия | |
Самостоятельно найденные: |
Оте ́ лло, венециа́ нский мавр ( англ. The Tragedy of Othello, The Moor of Venice, часто кратко Отелло по имени главного героя) — трагедийная пьеса Уильяма Шекспира, написанная около 1604 года. Сюжет пьесы основан на произведении Джиральди Чинтио Венецианский мавр .
ЗАДАНИЯ:
1. Внимательно прочитайте трагедию У.Шекспира "Отелло" [1].
2. Посмотрите фильм "Отелло" (1955). Сопоставьте ваш читательский образ и образ Отелло, созданный актером, и напишите эссе. Свою работу присоедините в Доп.материалы.
3. Познакомьтесь с научным анализом трагедии в статьях [ 4 ] и [ 5 ] ...
Оте ́ лло, венециа́ нский мавр ( англ. The Tragedy of Othello, The Moor of Venice, часто кратко Отелло по имени главного героя) — трагедийная пьеса Уильяма Шекспира, написанная около 1604 года. Сюжет пьесы основан на произведении Джиральди Чинтио Венецианский мавр .
ЗАДАНИЯ:
1. Внимательно прочитайте трагедию У.Шекспира "Отелло" [1].
2. Посмотрите фильм "Отелло" (1955). Сопоставьте ваш читательский образ и образ Отелло, созданный актером, и напишите эссе. Свою работу присоедините в Доп.материалы.
3. Познакомьтесь с научным анализом трагедии в статьях [ 4 ] и [ 5 ] (см. Источники - Учебные). Выпишите из этих статей слова-характеристики Отелло.
Ваш ответ по статье [ 4 ] :
Ваш ответ по статье [ 5 ] :
4. Аргументированно ответьте на вопрос: Действительно ли это образ стал вечным ?
Ваш ответ:
Базовые: | |
Википедия | |
У.Шекспир. Отелло | |
Учебные: | |
Фильм | |
О главном герое трагедии У.Шекспира: Дж.М. Мэтьюз | |
Н.Берковский |
Хитроу ́ мный ида ́ льго Дон Кихо ́ т Лама ́ нчский (El ingenioso hidalgo Don Quijote de la Mancha), часто просто Дон Кихо ́ т — роман испанского писателя Мигеля де Сервантеса Сааведры (1547 — 1616) о приключениях одноимённого героя. Был опубликован в двух томах. Первый вышел в 1605 году, второй — в 1615 году. Роман задумывался как пародия на рыцарские романы. Впоследствии переведённый на все европейские языки, этот роман поныне является одной из популярнейших книг, а в 2002 году признан лучшим романом в мировой литературе.
ЗАДАНИЯ:
1. Прочитайте роман Сервантеса и...
Хитроу ́ мный ида ́ льго Дон Кихо ́ т Лама ́ нчский (El ingenioso hidalgo Don Quijote de la Mancha), часто просто Дон Кихо ́ т — роман испанского писателя Мигеля де Сервантеса Сааведры (1547 — 1616) о приключениях одноимённого героя. Был опубликован в двух томах. Первый вышел в 1605 году, второй — в 1615 году. Роман задумывался как пародия на рыцарские романы. Впоследствии переведённый на все европейские языки, этот роман поныне является одной из популярнейших книг, а в 2002 году признан лучшим романом в мировой литературе.
ЗАДАНИЯ:
1. Прочитайте роман Сервантеса и по ходу чтения выпишите в таблицу перечень поступков Дон Кихота, выразите свое отношение к каждому поступку идальго. 2. Сделайте краткий конспект Лекции 12 .
3. Найдите в интернете иллюстрации романа и составьте флэш-презентацию с цитатами под каждой иллюстрацией.
4. Напишите эссе "Современный Дон Кихот".
Свои работы опубликуйте в Доп.материалах.
5. В каких произведениях вы встречались с подобным героем? (автор - произведение - герой).
Ваш ответ:
Базовые: | |
О романе Сервантеса | |
Учебные: | |
Сервантес. Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский |
Макбе ́ т ( англ. Macbeth) - пьеса, одна из наиболее известных трагедий Уильяма Шекспира. Пьеса, отдалённо основанная на истории реального шотландского короля Макбета, часто представляется архетипичной историей об опасности чрезмерной жажды власти и измены друзьям.
ЗАДАНИЯ:
1. Внимательно прочитайте трагедию У.Шекспира "Макбет". Объясните выбор автором названия пьесы.
Ваш ответ:
2. Рассмотрите иллюстрации к произведению. какие моменты развития действия запечатлел художник? Подберите соответствующие цитаты.
Ваш ответ 1:
Ваш ответ 2:
3....
Макбе ́ т ( англ. Macbeth) - пьеса, одна из наиболее известных трагедий Уильяма Шекспира. Пьеса, отдалённо основанная на истории реального шотландского короля Макбета, часто представляется архетипичной историей об опасности чрезмерной жажды власти и измены друзьям.
ЗАДАНИЯ:
1. Внимательно прочитайте трагедию У.Шекспира "Макбет". Объясните выбор автором названия пьесы.
Ваш ответ:
2. Рассмотрите иллюстрации к произведению. какие моменты развития действия запечатлел художник? Подберите соответствующие цитаты.
Ваш ответ 1:
Ваш ответ 2:
3. Охарактеризуйте Макбета. Свою работу опубликуйте в Доп.материалах.
4. В каких прочитанных вами произведениях вы встретили героев, ассоциирующихся с образом Макбета?
Ваш ответ:
5. Создайте самостоятельно новую хронологическую линию, убеждающую в вечности этого художественного образа.
Базовые: | |
Википедия | |
У.Шекспир. Макбет | |
У.Шекспир. Макбет |
Первый художественный образ дона Жуана создал Тирсо де Молина в пьесе "Севильский распутник и каменный гость" ( ок. 1630). Основой сюжета послужила подлинная история Хуана Тенорио.
ЗАДАНИЯ:
1. Пользуясь указанными гиперссылками, подготовьте устные ответы на вопросы:
а) каковы истоки легенды о каменном госте и повесе?
б) какова подлинная история Хуана Тенорио?
в) в каких литературных произведениях последующих веков встречается этот образ?
2. Внимательно прочитайте произведения Тирсо де Молина ,Дж.Г.Байрона "Дон Жуан", А.С.Пушкина "Каменный гость"....
Первый художественный образ дона Жуана создал Тирсо де Молина в пьесе "Севильский распутник и каменный гость" ( ок. 1630). Основой сюжета послужила подлинная история Хуана Тенорио.
ЗАДАНИЯ:
1. Пользуясь указанными гиперссылками, подготовьте устные ответы на вопросы:
а) каковы истоки легенды о каменном госте и повесе?
б) какова подлинная история Хуана Тенорио?
в) в каких литературных произведениях последующих веков встречается этот образ?
2. Внимательно прочитайте произведения Тирсо де Молина ,Дж.Г.Байрона "Дон Жуан", А.С.Пушкина "Каменный гость". Дайте письменную сопоставительную характеристику образов Дон Жуана. Свою работу опубликуйте в Доп.материалах.
Базовые: | |
Википедия | |
Трактовка образа Дон Жуана в литературе (реферат) | |
Учебные: | |
Тирсо де Молина | |
А.С.Пушкин | |
Образы Дон Жуана в литературе и искусстве | |
Дж.Г.Байрон |