800 г. UTC+4
|
1. Лексика. Лексикология
Период
800 г. UTC+4
Место:
Древняя Русь и Современная Россия
Описание:
Лексика (от греч. lexikos - "относящийся к слову") - словарный состав языка. Этот термин используется и тогда, когда говорят о совокупности слов, употребляемых каким-либо автором ("лексика Пушкина", "лексика Анны Ахматовой"), о совокупности слов какого-либо отдельного произведения, издания (лексика романа "Евгений Онегин", лексика газеты "Коммерсант" ). Имея в виду соответствующие особенности языка речевых произведений, относящихся к одной из функциональных разновидностей речи, также используют этот термин: "официально-деловая лексика", "лексика научного стиля", "лексика газеты".
В задачи лексикологии входит исследование функционирования слова в языке. Историческая лексикология описывает лексику, с помощью которой язык обновляется, пополняется новыми единицами, а также группы слов, которые по каким-либо причинам устаревают, выходят из активного речевого обихода, передвигаясь на его периферию, а иногда вообще исчезают из языка. Такие слова называются устаревшими. Лексическое значение может быть объяснено: а) описательно, характеристикой отличительных признаков предмета, действия, явления; б) через однокоренное слово; в) подбором синонимов. Лексическое значение слова приводится в толковых словарях. ЗАДАНИЯ: 1. Подготовьтесь к устному ответу на вопросы. Для полноты ответа используйте гиперссылку в разделе "Источники" (Базовые [1] ):а) каково происхождение термина "лексика"? б) в каких случаях употребляется этот термин? в) что изучает лексикология как наука? г) какие слова называются устаревшими? д) как можно объяснить лексическое значение слова? е) как называются словари, в которых объясняется лексическое значение слова? 2. Внимательно рассмотрите карту Древней Руси (см. Источники - Базовые [1] ). Названия каких городов / поселений исчезли сегодня? Ваш ответ: Какие названия городов / поселений сохранились до наших дней? Ваш ответ: 3. Закрасьте на карте РФ территорию, ранее входящую в Древнюю Русь (см. Доп.материалы)
Источники:
Базовые:
Лексикология http://www.studfiles.ru/preview/2554025/
Карта РФ 2016 г. https://knigamir.com/upload/iblock/3bf/3bf902703f8d8ef39b5e3c653a0e78ce.jpg
Учебные:
Карта Древней Руси http://www.slavyanskaya-kultura.ru/images/photos/b43a6403c17870707ca3c44984a2da22.jpg
Медиаресурсы:
|
с 800 г. по 1000 г. UTC+4
|
2. Древнерусское государство. Архаизмы
Период
с 800 г. по 1000 г. UTC+4
Место:
Древняя Русь
Описание:
Историческая справка:
Центрами образования Древнерусского государства стали города Киев и Новгород . Выгодно расположенные на торговом путииз варяг в греки , они объединили вокруг себя две группы восточнославянских племен. В одну из них вошли славяне, кривичи, ряд неславянских племен, во вторую - поляне, северяне, вятичи. В конце IX в. произошло объединение южной и северной групп восточных славян в единое Древнерусское государство. С тех пор прошло много времени, память о прошлом хранят летописи и образ Древней Руси запечатлен в картинах русских художников, фильмах, книгах. Архаизмы (от греч. archaios "древний" ) - устарелые слова или выражения, вытесненные из активного употребления синонимами. Примеры: выя - шея, десница - правая рука, вотще - напрасно, тщетно, издревле - исстари, лицедей - актер, сей - этот, сиречь - то есть. Другие примеры см. в поле "Доп.материалы". ЗАДАНИЯ: 1. Познакомьтесь с русской историей (см. Источники - Базовые [1] ). 2. Изучите таблицу "Разновидности архаизмов" (см. Доп.материалы). Приведите свой пример на каждый случай. Ваш ответ: ) ) ) ) ) 3. Изучите древнерусский алфавит (см. Доп.материалы). Составьте свой кроссворт из 10-ти наименований, используя этот учебный материал, и опубликуйте его в поле "Доп.материалы". 4. Рассмотрите картину В.Васнецова "Три богатыря" (см. Доп.материалы). Запишите все устаревшие слова. Ваш ответ:
Источники:
Базовые:
Сайт по истории http://hiztory.ru/rus/
Сайт "Крупеничка" http://www.krupenichka.ru/ustarevshie-slova/slovar-ustarevshih-slov.html
Лексикология http://www.studfiles.ru/preview/2554025/page:2/
Учебные:
Быт и нравы древней Руси (презентация) http://900igr.net/prezentatsii/istorija/Byt-i-nravy-Drevnej-Rusi/Byt-i-nravy-Drevnej-Rusi.html
Иллюстрированный словарь архаизмов (по былинам) http://ru.calameo.com/read/000959350f49739d22e0a
Медиаресурсы:
|
с 1000 г. по 1200 г. UTC+4
|
3. Киевская Русь XI-XII вв. Словарный запас.
Период
с 1000 г. по 1200 г. UTC+4
Место:
Древняя Русь
Описание:
Историческая справка:Междуусобицы стали традиционными для Руси. Это объяснялось огромной территорией государства, разным уровнем развития его частей, их многонациональным составом. Поэтому едва на Руси ослаблялась центральная власть (из-за власти сильного правителя или в связи с поражениями в борьбе с внешними врагами), как государство очень быстро теряло свое единство и начиналась внутренняя борьба. Только появление энергичного и волевого правителя вновь сплачивало, как правило, государство силой.
Объединение Руси Ярославом Мудрым вдохнуло новые силы в развитие государственного управления, хозяйства, культуры, внешней политики. При Ярославе Мудром Русь достигла значительных успехов во всех сферах жизни. Первое, что сделал великий князь, - укрепил систему управления страной. Продолжая линию своего деда и отца, Ярослав послал в крупные города и земли своих сыновей и потребовал от них беспрекословного повиновения. Сам же он сталсамовластием . В некоторых древних текстах его даже именовали царем . Вопрос: К какому пласту современной лексики относится слово царь ? Чтобы ответить на этот вопрос, познакомьтесь с таблицей, отражающей структуру словарного запаса (см. файл "Актив-пассив" в Доп.материалах). Словарный запас, лексико ́ н - набор слов, которыми владеет человек. Различают два вида словарного запаса: активный и пассивный . Активный словарный запас включает слова, которые человек использует в устной речи и письме. Пассивный словарный запас включает в себя слова, которые человек узнаёт при чтении или на слух, но не использует их сам в устной речи и письме. Пассивный словарный запас обычно больше активного. ЗАДАНИЯ: 1. Изучите и запомните таблицу, отражающую структуру словарного запаса(см. файл "Актив_пассив" в Доп.материалах). 2. Рассмотрите предметы быта на рисунке (см. Доп.материалы) и ответьте на вопросы, опираясь на свой опыт, догадку и гиперссылки в разделе "Источники" (Учебные): ) какие из названийпредметов в группе слева вам занакомы? При каких условиях вам предлагает их ваша память? Ваш ответ: ) Как называются предметы, расположенные на картинке справа? Ваш ответ: 3. Рассмотрите карту Руси XII-XIII вв. (см. Источники - Базовые [2] ). Подготовьте устный ответна вопрос: какими словами пополнялся русский язык в это время и почему?
Источники:
Базовые:
Лексикология http://www.studfiles.ru/preview/2554025/
Карта Руси XII-XIII вв. http://ruskerealie.zcu.cz/sites/default/files/images/mapa-206.jpg
Учебные:
Википедия. Словарный запас https://ru.wikipedia.org/wiki/Словарный_запас
Лексикология http://www.studfiles.ru/preview/2554025/page:2/
Энциклопедия для студентов http://studopedia.ru/1_129634_leksika-sovremennogo-russkogo-yazika-s-tochki-zreniya-ee-aktivnogo-i-passivnogo-zapasa--ch.html
Сайт по истории http://hiztory.ru/kievskay-rus/
Медиаресурсы:
|
с 1200 г. по 1500 г. UTC+4
|
4. Русь в XIII-XV вв. Старинные слова
Период
с 1200 г. по 1500 г. UTC+4
Место:
Средневековая Русь
Описание:
Устаревшие слова, в совокупности образующие устаревшую лексику русского языка, представляют сложную и многослойную систему. Они неоднородны c точки зрения:
1) степени их устарелости; 2) причин их архаизации; 3) возможности и характера их использования. По степени устарелости выделяется в первую очередь группа слов, которые являются в настоящее время совершенно неизвестными рядовым носителям современного русского литературного языка, поэтому непонятны без соответствующих справок. Сюда относятся: a) слова, исчезнувшие из языка, не встречающиеся в настоящее время даже в составе производных слов ( лохм - лужа, кагора - ссора, просинец - февраль, стрый - дядя по отцу, нетий - племянник по сестре, рака - могила, гробница и др.); б) слова, не употребляющиеся в языке как отдельные слова, но встречающиеся в качестве корневых частей производных слов : вервь - веревка, руг - насмешкa (рyгать), греть - кипеть (варить, овраг), говядо - скот (гoвядина, говяжий), усние - кожа (заусенец), булдыга - кость (забулдыга), мжура - тьма, мгла (жмурить), худое - искусный (хyдожник), скора - шкура (скорняк), коварь - кузнец (коварство), мытарь - сборщик подати (мытарство), подаять - подавать (подаяние) и др.; в) слова, исчезнувшие из языка как отдельные значимые единицы, но употребляющиеся еще в составе фразеологических оборотов : сокол - старое стенобитное орудие, большой таран (гол как сокoл); зга - дорога (ср. стезя; ни зги не видно); кол - небольшой участок земли (ни кола, ни двора) и др. Все эти слова совершенно выпали из лексики языка и в настоящее время прочно забыты. Все oни никакого отношения к лексической системе современного русского литературного языкa не имеют и не входят даже в его пассивный словарный запас. Все они, наконец, являются фактами предшествующих, в общем отдаленных эпох развития русского языка. B отличие от устаревших слов их лучше всего назвать старинными . ЗАДАНИЯ: 1. Самостоятельно ознакомьтесь с данным историческим периодом в жизни Руси (см. Источники - Учебные [5 ,6 ] и файл "Этапы объедиения" в "Доп.материалах). 2. Познакомьтесь с изображением Девней Москвы картинах на художника А.Васнецова (см. Источники - Учебные [4] ). 3. Напишите сочинение по картине А.Васнецова "Двор удельного князя" (см. Доп.материалы) с использованием устаревших слов. Свою работу опубликуйте в Доп.материалах.
Источники:
Базовые:
Энциклопедия для студентов http://studopedia.ru/1_129634_leksika-sovremennogo-russkogo-yazika-s-tochki-zreniya-ee-aktivnogo-i-passivnogo-zapasa--ch.html
Карта Руси XIII-XV веков http://www.mglin-krai.ru/images/Malorossia/rusorda.jpg
Этапы объединения русских земель http://900igr.net/datas/istorija/Obedinenie-zemel/0010-010-Etapy-obedinenija-russkikh-zemel.jpg
Учебные:
Москва в картинах А.Васнецова http://www.labirint.ru/screenshot/goods/426896/1/
Исторические карты http://old-ru.ru/karty.html
Сайт по истории http://hiztory.ru/rus13-15vek/
Медиаресурсы:
|
с 1500 г. по 1700 г. UTC+4
|
5. Россия XVI-XVII вв. Устарелось слова
Период
с 1500 г. по 1700 г. UTC+4
Место:
Россия
Описание:
Историческая справка:В конце XV - первой половине XVII века происходил интенсивный рост территории Российского государства. За время княжения Ивана III и Василия III она увеличилась в 6 раз и превосходила территорию Франции примерно в 5 раз. Большая часть страны делилась на уезды, а уезды - на волости и станы.
Типы поселений: города, слободы, монастыри, сёла, деревни. В середине XVII века было 226 городов. Основное занятие населения - земледелие (просо, овёс, рожь). Трёхполье сочеталось с подсекой и перелоком. Основные орудия труда - соха, деревянный плуг и т.д. В XVI - первой половине XVII векаРоссийское государство вело торговлю со многими Европейскими странами: Скандинавия, Прибалтика, Англия, Голландия, Франция. Ввозились ткани, металлы, оружие, драгоценности, продукты питания, лекарственные средства, бумага , серебро в монетах и слитках #link:source:;text: [1] #link_end . Вопрос: Какие слова в Исторической справке устаревшие? Ваш ответ: Устарелось слова определяется временем выхода его из активного употребления . На это также влияют: 1) место данного слова с соответствующим значением в номинативной системе общенародного языка; 2) первоначальная распространенность слова; 3) длительность употребления в составе активного словаря; 4) наличие или отсутствие ясной и непосредственной связи с родственными словами. Так как топонимика #link:source:;text: [5] #link_end (изучение названий рек, озер, населенных пунктов и т. д.) и антропонимика #link:source:;text: [6] #link_end (изучение личных и фамильных имен) являются наиболее устойчивыми фактами в словарном материале, то очень многое из того, что уже ушло из языка в качестве нарицательных имен, сохраняется в топонимике и антропонимии в качестве имен собственных: река Шуя (шуя - левая), станция Бологое (бологое - хорошее, доброе, красивое), город Городец (городец - городок, с суффиксом -ец), г ород Мытищи (мытище - место, где собирали мыто), деревня Червленая (червленая - красная), повар Смурый (смурый - хмурый, ср. пасмурный) и др. Поскольку лексическая система развивается в каждом из языков по своим внутренним, только ему присущим законам, то устаревшие и даже старинные , ушедшие совершенно из русского языка слова могут сохраняться в других близкородственных славянских языках в качестве лексических единиц активного словарного запаса. Ср. слова вельмi - в белорусском, luska - в польском (русское луска живет в составе производного лускать), крак - в болгарском (ср. русское производное окорок), u l - в чешском (в русском оно входит как корень в слова улей, улица и др.), бъз - в болгарском (ср. русское производное бузина) ЗАДАНИЯ: 1. Познакомьтесь сданным периодом истории России (см.Источники - Базовые [1 , 2] ). 2. Выпишите из текста отрыков трагедии А.С.Пушкина "Борис Годунов"иристоризмы и архаизмы (по группам) - (см. Доп.материалы). Ваш ответ: а) историзмы: б) архаизмы: 3. Исследуйте топонимику родных мест, фамилии родных, бдизких, знакомых. Какие старинные и устаревшие слова оставили свой след в русском языке? Свой ответ опубликуйте в Доп.материалах.
Источники:
Базовые:
Сайт по истории http://hiztory.ru/rossiya-17vek/
Хронология русской истории http://www.hrono.info/1600ru.php
Основные события XVII века http://www.stu.lipetsk.ru/images/material-images/chairs/kaf-ist/materials/rus_hist_9_21/16.png
Энциклопедия для студентов http://studopedia.ru/1_129634_leksika-sovremennogo-russkogo-yazika-s-tochki-zreniya-ee-aktivnogo-i-passivnogo-zapasa--ch.html
Учебные:
Энциклопедия "Кругосвет" (топонимика) http://www.krugosvet.ru/enc/gumanitarnye_nauki/lingvistika/toponimika.html
Энциклопедия "Кругосвет" (антропонимика) http://www.krugosvet.ru/node/31347
Антропонимика (углубленно) http://www.vevivi.ru/best/Antroponimika-proiskhozhdenie-sobstvennykh-imen-lyudei-ref226965.html
Медиаресурсы:
|
с 1700 г. по 1900 г. UTC+4
|
6. История России XVIII в. Историзмы
Период
с 1700 г. по 1900 г. UTC+4
Место:
Россия
Описание:
Историческая справка:Зигзаги во внутриполитическом развитии страны, особенно за время от Петра I до Екатерины II, не остановили, естественно, поступательного развития экономики государства. Его потребности в быстро меняющейся мировой конъюнктуре, импульсы, данные петровскими реформами, диктовали продолжение курса на рост промышленного и сельскохозяйственного производства. По разным направлениям были достигнуты существенные, подчас очень впечатляющие успехи. Достаточно упомянуть, что Россия к концу столетия заняла первое место в мире по выплавке чугуна, а под парусами из русского полотна плавала значительная часть мирового флота.
Россия в течение всего столетия оставалась страной аграрной. В то же время из богатых крестьян и купцов вышли промышленники-миллионеры - основатели династий предпринимателей (Демидовы, С.Яковлев, И. Твердышев и др.). Характерная черта времени - дворянское предпринимательство (винокурение, суконные, парусно-полотняные, металлургические мануфактуры). С 1760-х гг. в России формируется капиталистический уклад в промышленности, постепенно набирающий силу. Власти предоставляли льготы торговцам и промышленникам для поощрения, расширения их деятельности. До 60% всей морской торговли шло через Петербург. С утверждением России в Причерноморье роль торговых морских портов исполняют Таганрог и Севастополь, Херсон и Одесса. Через Астрахань, Оренбург, Кяхту велась торговля со странами Востока #link:source:;text: [3] #link_end . Историзмы - устаревшие слова, значения слов или словосочетания, вышедшие из употребления в связи с исчезновением тех реалий, которые они обозначали: коллежский асессор, ермолка, лорнет, извозчик, жандарм, целовальник, тягло и т.д. Историзмы являются единственными названиями исчезнувших предметов и явлений действительности, не имеют параллелей в совр. рус. языке и выполняют главным образом номинативную функцию #link:source:;text: [1] #link_end . ЗАДАНИЯ: 1. Изучите карты России XVIII века (см. Доп.материалы). 2. Внимательно прочитайте отрывок из исторического романа Алексея Толстого "Петр Первый" (см. Доп.материалы). Выделите в тексте разным цветом историзмы и ахраизмы. Охарактеризуйте их роль в произведении с учетом периода жизни автора. Свою работу опубликуйте в Доп.материалах (имя файла - ваша фамилия). 3. Внимательно прочитайте стихотворение М.В.Ломоносова (см. Доп.материалы). Выделите в тексте разным цветом историзмы и ахраизмы. Охарактеризуйте их роль в произведении с учетом периода жизни автора. Свою работу опубликуйте в Доп.материалах (имя файла - ваша фамилия). Воспользуйтесь гиперссылками в поле "Источники" (Учебные).
Источники:
Базовые:
Карта России XVIII в. http://cdn.fishki.net/upload/post/201405/15/1269224/8daea7318af693c2b95d72b2bfb17a37.jpg
Стилистический Энциклопедический словарь русского языка http://stylistics.academic.ru/44/
Сайт по истории http://hiztory.ru/rossiya-18-19vek/
Учебные:
Сведения об А.Н.Толстом http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/25405
Роман А.Н.Толстого "Перт Первый" http://ilibrary.ru/text/2174/index.html
Сведения о М.В.Ломоносове http://historical-persons.ru/view_post.php?id=26
Медиаресурсы:
|
с 1800 г. по 1900 г. UTC+4
|
7. Российская империя в XIX в. Исторический колорит в живописи
Период
с 1800 г. по 1900 г. UTC+4
Место:
Россия
Описание:
Историческая справка:
Для Российской Империи XIX век является беспрецедентным историческим периодом. Богатый на войны и мирные договоры, восстания и их подавления, реформы и контрреформы, он представляет особый интерес для изучения. Торжество русской монархии выражалось в усилении крепостного гнёта и его последующей отмене, а также в сложных и многоликих переплетениях дипломатической игры на международной арене. Российские императоры были подлинными образцами волевых и мужественных личностей, которые держали страну в жёстких и неоспоримых рамках. Но грядущий XX век грозил провалом для всего, что было достигнуто и чего ещё предстояло достичь . Самостоятельно познакомьтсь с хронологией событий #link:source:;text: [1] #link_end . Для расширения и углубления знаний воспользуйтесь гиперссылками в поле "Источники" (Учебные). ЗАДАНИЯ (разделение учащихся на группы): 1. Выберите одну из картин художников (см. Доп.материалы) и напишите коллективное сочинение по этой картине. 2. В своем сочинении выделите архаизмы и историзмы разным цветом. 3. В комментарии к работе объясните свою маркировку. 4. Объясните лексическое значение каждого выделенного вами слова. 5. Работу группы опубликуйте в Доп.материалах.
Источники:
Базовые:
Сайт по истории http://histerl.ru/lectures/19_vek/
Стилистический Энциклопедический словарь русского языка http://stylistics.academic.ru/44/
Учебные:
Курс лекций по истории России XIX века http://scepsis.net/library/id_1421.html
Культура России. XIX век. http://www.russianculture.ru/fulle.asp?id=11
О Товариществе передвижных художественных выставок (живописцы-бытописатели) http://tphv.ru/bytopisateli.php
Медиаресурсы:
|
с 1800 г. по 1900 г. UTC+4
|
8. Российская империя в XIX веке. Стилистическая функция архаизмов и историзмов
Период
с 1800 г. по 1900 г. UTC+4
Место:
Россия
Описание:
Историческая справка:
Вспомните основные события в России XIX века. Архаизмы и историзмыразличаются между собой характером и возможностью употребления в различных стилях современного русского языка. Архаизмы могут употребляться только с определённой стилистической целью; вне художественно-выразительной и изобразительной установки их использование не может быть оправдано и является ошибкой с точки зрения современного словоупотребления. Историзмы же, употребляясь иногда с теми же целями, что и архаизмы, возможны и вне определенных стилистических условий. Они как единственное выражение исчезнувших понятий, явлений, предметов используются в исторических работах, в описаниях прошлого, воспоминаниях. Архаизмы используются в художественной литературе в основном с тремя различными стилистическими целями: 1) для воссоздания реальной исторической обстановки и речи героев. Такое употребление архаизмов и историзмов мы наблюдаем в исторических романах, повестях; 2) для создания торжественного стиля, взволнованно-патетической речи. В такой роли архаизмы (очень часто старославянского происхождения) мы наблюдаем, напрмер, в стихотворениях А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова,в ряде авторских отступлений у Н.В.Гоголя; 3) как одно из средств создания комического, иронии, сатиры, сарказма. Мастером употребления архаизмов в таких целях был Салтыков-Щедрин. ЗАДАНИЯ (распределение учащихся по группам): Пророк , Анчар , Вольность , Клеветникам России , октябряи объяснитеих художественную роль. Умирающий гладиатор , Поэт , Пророк , Соседи объясните иххудожественную роль. 3. Найдите устаревшие слова в произведении М.Е.Салтыкова-Щедрина "История одного города" (первый абзац вступления "От издателя" #link:source:;text: [5] #link_end )и объясните их художественную роль. Воспользуйтесь ссылками в разделе "Источники" (Учебные). Свои работы опубликуйте в Доп.материалах.
Источники:
Базовые:
Сайт по истории http://histerl.ru/lectures/19_vek/
Энциклопедия для студентов http://studopedia.ru/1_129634_leksika-sovremennogo-russkogo-yazika-s-tochki-zreniya-ee-aktivnogo-i-passivnogo-zapasa--ch.html
Учебные:
Сайт о творчестве А.С.Пушкина http://pushkin.niv.ru/
Сайт о творчестве М.Ю.Лермонтова http://lermontov.info/stihi.shtml
М.Е.Салтыков-Щедрин. "История одного города" http://royallib.com/read/saltikovshchedrin_mihail/istoriya_odnogo_goroda.html#0
|
с 1900 г. по 2000 г. UTC+4
|
9. Российская империя XX в. Стилистическая роль архаизмов и историзмов
Период
с 1900 г. по 2000 г. UTC+4
Место:
Россия
Описание:
Историческая справка:
XX век еще не скрылся в дымке прошлого и в сознании тех, кто живет сегодня. А знаете ли вы историю прошлого века своей страны? Здесь вас ждет иллюстрированное путешествие во времени #link:source:;text: [3] #link_end#link:source:;text: [4] #link_end . _______________ Вспомните, в чем различие архаизмов и историзмов. По происхождению как архаизмы, так и историзмы могут быть самыми разнообразными. Среди них встречаются и исконно русские слова ( льзя, дабы, оный, насильство, семо - сюда, сполох - тревога, заводчик - зачинщик и т. п.), и старославянские ( глад, лобзать, святыня, глагол - слово, вещать и др.), и заимствованные из других языков ( абшид - отставка, вояж - путешествие, сикурс - помощь, натура - природа, политес - вежливость, аксамит - бархат и т. п.). В произведениях прошлого (и художественных, и деловых, и научных и т. д.), даже если они написаны сравнительно недавно, мы встречаемся с историзмами и архаизмами, которые таковыми являются лишь для нас, но могли не быть ими во время написания анализируемого произведения #link:source:;text: [1] #link_end . ЗАДАНИЯ : 1. Рассмотрите рисунок с названием "Стиль" (см. Доп.материалы). Назовите устаревшие слова. Ваш ответ: 2. Найдите в стихотворении А.Белого "Менуэт" устаревшие слова и объясните их художественную роль #link:source:;text: [5] #link_end . 3. Найдите в стихотворении В.Брюсова "Ассаргадон" устаревшие слова и объясните их художественную роль #link:source:;text: [6] #link_end . 3. Изучите таблицу "Разделы науки о языке" (см. Доп.материалы). Составьте тест на основе изученного лингвистического содержания хронолинии и предложите его товарищам в качестве проверочного. 4. Свои работы опубликуйте в Доп.материалах.
Источники:
Базовые:
Энциклопедия для студентов http://studopedia.ru/1_129634_leksika-sovremennogo-russkogo-yazika-s-tochki-zreniya-ee-aktivnogo-i-passivnogo-zapasa--ch.html
Стилистический Энциклопедический словарь русского языка http://stylistics.academic.ru/44/
Учебные:
Видеовильмы на основе документальных источников https://www.youtube.com/playlist?list=PLF37876D72662ACB8
Иллюстрированное путешествие во времени http://www.zapolni-probel.ru/hystoryrus/russia20
А.Белый. "Менуэт" http://www.stihi-xix-xx-vekov.ru/beliy23.html
В.Брюсов. "Ассагардон" http://rupoem.ru/bryusov/ya-vozhd-zemnyx.aspx
Медиаресурсы:
|
В задачи лексикологии входит исследование функционирования слова в языке.
Историческая лексикология описывает лексику, с помощью которой язык обновляется, пополняется новыми единицами, а также группы слов, которые по каким-либо причинам устаревают, выходят из активного речевого обихода, передвигаясь на его периферию, а иногда вообще исчезают из языка. Такие слова называются устаревшими.
Лексическое значение может быть объяснено:
а) описательно, характеристикой отличительных признаков предмета, действия, явления; б) через однокоренное слово;
в) подбором синонимов.
Лексическое значение слова приводится в толковых словарях.
ЗАДАНИЯ:
1. Подготовьтесь к устному ответу на вопросы. Для полноты ответа используйте гиперссылку в разделе "Источники" (Базовые [1] ):а) каково происхождение термина "лексика"?
б) в каких случаях употребляется этот термин?
в) что изучает лексикология как наука?
г) какие слова называются устаревшими?
д) как можно объяснить лексическое значение слова?
е) как называются словари, в которых объясняется лексическое значение слова?
2. Внимательно рассмотрите карту Древней Руси (см. Источники - Базовые [1] ). Названия каких городов / поселений исчезли сегодня?
Ваш ответ:
Какие названия городов / поселений сохранились до наших дней?
Ваш ответ:
3. Закрасьте на карте РФ территорию, ранее входящую в Древнюю Русь (см. Доп.материалы)
Центрами образования Древнерусского государства стали города Киев и Новгород . Выгодно расположенные на торговом путииз варяг в греки , они объединили вокруг себя две группы восточнославянских племен. В одну из них вошли славяне, кривичи, ряд неславянских племен, во вторую - поляне, северяне, вятичи. В конце IX в. произошло объединение южной и северной групп восточных славян в единое Древнерусское государство.
С тех пор прошло много времени, память о прошлом хранят летописи и образ Древней Руси запечатлен в картинах русских...
Центрами образования Древнерусского государства стали города Киев и Новгород . Выгодно расположенные на торговом путииз варяг в греки , они объединили вокруг себя две группы восточнославянских племен. В одну из них вошли славяне, кривичи, ряд неславянских племен, во вторую - поляне, северяне, вятичи. В конце IX в. произошло объединение южной и северной групп восточных славян в единое Древнерусское государство.
С тех пор прошло много времени, память о прошлом хранят летописи и образ Древней Руси запечатлен в картинах русских художников, фильмах, книгах. Архаизмы (от греч. archaios "древний" ) - устарелые слова или выражения, вытесненные из активного употребления синонимами.
Примеры:
выя - шея, десница - правая рука, вотще - напрасно, тщетно, издревле - исстари, лицедей - актер, сей - этот, сиречь - то есть.
Другие примеры см. в поле "Доп.материалы".
ЗАДАНИЯ:
1. Познакомьтесь с русской историей (см. Источники - Базовые [1] ).
2. Изучите таблицу "Разновидности архаизмов" (см. Доп.материалы). Приведите свой пример на каждый случай.
Ваш ответ:
)
)
)
)
)
3. Изучите древнерусский алфавит (см. Доп.материалы). Составьте свой кроссворт из 10-ти наименований, используя этот учебный материал, и опубликуйте его в поле "Доп.материалы".
4. Рассмотрите картину В.Васнецова "Три богатыря" (см. Доп.материалы). Запишите все устаревшие слова.
Ваш ответ:
Объединение Руси Ярославом Мудрым вдохнуло...
Объединение Руси Ярославом Мудрым вдохнуло новые силы в развитие государственного управления, хозяйства, культуры, внешней политики. При Ярославе Мудром Русь достигла значительных успехов во всех сферах жизни. Первое, что сделал великий князь, - укрепил систему управления страной. Продолжая линию своего деда и отца, Ярослав послал в крупные города и земли своих сыновей и потребовал от них беспрекословного повиновения. Сам же он сталсамовластием . В некоторых древних текстах его даже именовали царем .
Вопрос: К какому пласту современной лексики относится слово царь ?
Чтобы ответить на этот вопрос, познакомьтесь с таблицей, отражающей структуру словарного запаса (см. файл "Актив-пассив" в Доп.материалах).
Словарный запас, лексико ́ н - набор слов, которыми владеет человек.
Различают два вида словарного запаса: активный и пассивный .
Активный словарный запас включает слова, которые человек использует в устной речи и письме.
Пассивный словарный запас включает в себя слова, которые человек узнаёт при чтении или на слух, но не использует их сам в устной речи и письме. Пассивный словарный запас обычно больше активного.
ЗАДАНИЯ:
1. Изучите и запомните таблицу, отражающую структуру словарного запаса(см. файл "Актив_пассив" в Доп.материалах).
2. Рассмотрите предметы быта на рисунке (см. Доп.материалы) и ответьте на вопросы, опираясь на свой опыт, догадку и гиперссылки в разделе "Источники" (Учебные):
) какие из названийпредметов в группе слева вам занакомы? При каких условиях вам предлагает их ваша память?
Ваш ответ:
) Как называются предметы, расположенные на картинке справа?
Ваш ответ:
3. Рассмотрите карту Руси XII-XIII вв. (см. Источники - Базовые [2] ). Подготовьте устный ответна вопрос:
какими словами пополнялся русский язык в это время и почему?
1) степени их устарелости;
2) причин их архаизации;
3) возможности и характера их использования.
По степени устарелости выделяется в первую очередь группа слов, которые являются в настоящее время совершенно неизвестными рядовым носителям современного русского литературного языка, поэтому непонятны без соответствующих справок. Сюда относятся:
a) слова, исчезнувшие из языка, не встречающиеся в...
1) степени их устарелости;
2) причин их архаизации;
3) возможности и характера их использования.
По степени устарелости выделяется в первую очередь группа слов, которые являются в настоящее время совершенно неизвестными рядовым носителям современного русского литературного языка, поэтому непонятны без соответствующих справок. Сюда относятся:
a) слова, исчезнувшие из языка, не встречающиеся в настоящее время даже в составе производных слов ( лохм - лужа, кагора - ссора, просинец - февраль, стрый - дядя по отцу, нетий - племянник по сестре, рака - могила, гробница и др.);
б) слова, не употребляющиеся в языке как отдельные слова, но встречающиеся в качестве корневых частей производных слов : вервь - веревка, руг - насмешкa (рyгать), греть - кипеть (варить, овраг), говядо - скот (гoвядина, говяжий), усние - кожа (заусенец), булдыга - кость (забулдыга), мжура - тьма, мгла (жмурить), худое - искусный (хyдожник), скора - шкура (скорняк), коварь - кузнец (коварство), мытарь - сборщик подати (мытарство), подаять - подавать (подаяние) и др.;
в) слова, исчезнувшие из языка как отдельные значимые единицы, но употребляющиеся еще в составе фразеологических оборотов : сокол - старое стенобитное орудие, большой таран (гол как сокoл); зга - дорога (ср. стезя; ни зги не видно); кол - небольшой участок земли (ни кола, ни двора) и др.
Все эти слова совершенно выпали из лексики языка и в настоящее время прочно забыты. Все oни никакого отношения к лексической системе современного русского литературного языкa не имеют и не входят даже в его пассивный словарный запас. Все они, наконец, являются фактами предшествующих, в общем отдаленных эпох развития русского языка. B отличие от устаревших слов их лучше всего назвать старинными .
ЗАДАНИЯ:
1. Самостоятельно ознакомьтесь с данным историческим периодом в жизни Руси (см. Источники - Учебные [5 ,6 ] и файл "Этапы объедиения" в "Доп.материалах).
2. Познакомьтесь с изображением Девней Москвы картинах на художника А.Васнецова (см. Источники - Учебные [4] ).
3. Напишите сочинение по картине А.Васнецова "Двор удельного князя" (см. Доп.материалы) с использованием устаревших слов. Свою работу опубликуйте в Доп.материалах.
Типы поселений: города, слободы, монастыри, сёла, деревни. В середине XVII века было 226 городов. Основное занятие населения - земледелие (просо, овёс, рожь). Трёхполье сочеталось с подсекой и перелоком. Основные орудия труда - соха, деревянный плуг и т.д.
В...
Типы поселений: города, слободы, монастыри, сёла, деревни. В середине XVII века было 226 городов. Основное занятие населения - земледелие (просо, овёс, рожь). Трёхполье сочеталось с подсекой и перелоком. Основные орудия труда - соха, деревянный плуг и т.д.
В XVI - первой половине XVII векаРоссийское государство вело торговлю со многими Европейскими странами: Скандинавия, Прибалтика, Англия, Голландия, Франция. Ввозились ткани, металлы, оружие, драгоценности, продукты питания, лекарственные средства, бумага , серебро в монетах и слитках #link:source:;text: [1] #link_end .
Вопрос: Какие слова в Исторической справке устаревшие?
Ваш ответ:
Устарелось слова определяется временем выхода его из активного употребления . На это также влияют:
1) место данного слова с соответствующим значением в номинативной системе общенародного языка;
2) первоначальная распространенность слова;
3) длительность употребления в составе активного словаря;
4) наличие или отсутствие ясной и непосредственной связи с родственными словами.
Так как топонимика #link:source:;text: [5] #link_end (изучение названий рек, озер, населенных пунктов и т. д.) и антропонимика #link:source:;text: [6] #link_end (изучение личных и фамильных имен) являются наиболее устойчивыми фактами в словарном материале, то очень многое из того, что уже ушло из языка в качестве нарицательных имен, сохраняется в топонимике и антропонимии в качестве имен собственных: река Шуя (шуя - левая), станция Бологое (бологое - хорошее, доброе, красивое), город Городец (городец - городок, с суффиксом -ец), г ород Мытищи (мытище - место, где собирали мыто), деревня Червленая (червленая - красная), повар Смурый (смурый - хмурый, ср. пасмурный) и др.
Поскольку лексическая система развивается в каждом из языков по своим внутренним, только ему присущим законам, то устаревшие и даже старинные , ушедшие совершенно из русского языка слова могут сохраняться в других близкородственных славянских языках в качестве лексических единиц активного словарного запаса. Ср. слова вельмi - в белорусском, luska - в польском (русское луска живет в составе производного лускать), крак - в болгарском (ср. русское производное окорок), u l - в чешском (в русском оно входит как корень в слова улей, улица и др.), бъз - в болгарском (ср. русское производное бузина)
ЗАДАНИЯ:
1. Познакомьтесь сданным периодом истории России (см.Источники - Базовые [1 , 2] ).
2. Выпишите из текста отрыков трагедии А.С.Пушкина "Борис Годунов"иристоризмы и архаизмы (по группам) - (см. Доп.материалы).
Ваш ответ:
а) историзмы:
б) архаизмы:
3. Исследуйте топонимику родных мест, фамилии родных, бдизких, знакомых. Какие старинные и устаревшие слова оставили свой след в русском языке? Свой ответ опубликуйте в Доп.материалах.
Документы | |
Pushkin_Boris_Godunov.docx | Скачать |
Россия в течение всего столетия оставалась страной аграрной.
В то же время из богатых крестьян и купцов вышли промышленники-миллионеры - основатели династий предпринимателей (Демидовы, С.Яковлев, И. Твердышев и др.). Характерная черта времени - дворянское предпринимательство (винокурение, суконные, парусно-полотняные, металлургические мануфактуры).
С 1760-х гг. в России формируется капиталистический уклад в промышленности, постепенно набирающий силу.
Власти предоставляли льготы торговцам и промышленникам для поощрения, расширения их деятельности.
До 60% всей морской торговли шло через Петербург. С утверждением России в Причерноморье роль торговых морских портов исполняют Таганрог и Севастополь, Херсон и Одесса. Через Астрахань, Оренбург, Кяхту велась торговля со странами Востока #link:source:;text: [3] #link_end .
Историзмы - устаревшие слова, значения слов или словосочетания, вышедшие из употребления в связи с исчезновением тех реалий, которые они обозначали: коллежский асессор, ермолка, лорнет, извозчик, жандарм, целовальник, тягло и т.д.
Историзмы являются единственными названиями исчезнувших предметов и явлений действительности, не имеют параллелей в совр. рус. языке и выполняют главным образом номинативную функцию #link:source:;text: [1] #link_end .
ЗАДАНИЯ:
1. Изучите карты России XVIII века (см. Доп.материалы).
2. Внимательно прочитайте отрывок из исторического романа Алексея Толстого "Петр Первый" (см. Доп.материалы). Выделите в тексте разным цветом историзмы и ахраизмы. Охарактеризуйте их роль в произведении с учетом периода жизни автора. Свою работу опубликуйте в Доп.материалах (имя файла - ваша фамилия).
3. Внимательно прочитайте стихотворение М.В.Ломоносова (см. Доп.материалы). Выделите в тексте разным цветом историзмы и ахраизмы. Охарактеризуйте их роль в произведении с учетом периода жизни автора. Свою работу опубликуйте в Доп.материалах (имя файла - ваша фамилия).
Воспользуйтесь гиперссылками в поле "Источники" (Учебные).
Для Российской Империи XIX век является беспрецедентным историческим периодом. Богатый на войны и мирные договоры, восстания и их подавления, реформы и контрреформы, он представляет особый интерес для изучения. Торжество русской монархии выражалось в усилении крепостного гнёта и его последующей отмене, а также в сложных и многоликих переплетениях дипломатической игры на международной арене. Российские императоры были подлинными образцами волевых и мужественных личностей, которые держали страну в жёстких и неоспоримых...
Для Российской Империи XIX век является беспрецедентным историческим периодом. Богатый на войны и мирные договоры, восстания и их подавления, реформы и контрреформы, он представляет особый интерес для изучения. Торжество русской монархии выражалось в усилении крепостного гнёта и его последующей отмене, а также в сложных и многоликих переплетениях дипломатической игры на международной арене. Российские императоры были подлинными образцами волевых и мужественных личностей, которые держали страну в жёстких и неоспоримых рамках. Но грядущий XX век грозил провалом для всего, что было достигнуто и чего ещё предстояло достичь .
Самостоятельно познакомьтсь с хронологией событий #link:source:;text: [1] #link_end .
Для расширения и углубления знаний воспользуйтесь гиперссылками в поле "Источники" (Учебные).
ЗАДАНИЯ (разделение учащихся на группы):
1. Выберите одну из картин художников (см. Доп.материалы) и напишите коллективное сочинение по этой картине.
2. В своем сочинении выделите архаизмы и историзмы разным цветом.
3. В комментарии к работе объясните свою маркировку.
4. Объясните лексическое значение каждого выделенного вами слова.
5. Работу группы опубликуйте в Доп.материалах.
Вспомните основные события в России XIX века.
Архаизмы и историзмыразличаются между собой характером и возможностью употребления в различных стилях современного русского языка. Архаизмы могут употребляться только с определённой стилистической целью; вне художественно-выразительной и изобразительной установки их использование не может быть оправдано и является ошибкой с точки зрения современного словоупотребления.
Историзмы же, употребляясь иногда с теми же целями, что и архаизмы, возможны и вне определенных...
Вспомните основные события в России XIX века.
Архаизмы и историзмыразличаются между собой характером и возможностью употребления в различных стилях современного русского языка. Архаизмы могут употребляться только с определённой стилистической целью; вне художественно-выразительной и изобразительной установки их использование не может быть оправдано и является ошибкой с точки зрения современного словоупотребления.
Историзмы же, употребляясь иногда с теми же целями, что и архаизмы, возможны и вне определенных стилистических условий. Они как единственное выражение исчезнувших понятий, явлений, предметов используются в исторических работах, в описаниях прошлого, воспоминаниях.
Архаизмы используются в художественной литературе в основном с тремя различными стилистическими целями:
1) для воссоздания реальной исторической обстановки и речи героев. Такое употребление архаизмов и историзмов мы наблюдаем в исторических романах, повестях;
2) для создания торжественного стиля, взволнованно-патетической речи. В такой роли архаизмы (очень часто старославянского происхождения) мы наблюдаем, напрмер, в стихотворениях А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова,в ряде авторских отступлений у Н.В.Гоголя;
3) как одно из средств создания комического, иронии, сатиры, сарказма. Мастером употребления архаизмов в таких целях был Салтыков-Щедрин.
ЗАДАНИЯ (распределение учащихся по группам):
Пророк , Анчар , Вольность , Клеветникам России , октябряи объяснитеих художественную роль. Умирающий гладиатор , Поэт , Пророк , Соседи объясните иххудожественную роль. 3. Найдите устаревшие слова в произведении М.Е.Салтыкова-Щедрина "История одного города" (первый абзац вступления "От издателя" #link:source:;text: [5] #link_end )и объясните их художественную роль.
Воспользуйтесь ссылками в разделе "Источники" (Учебные).
Свои работы опубликуйте в Доп.материалах.
XX век еще не скрылся в дымке прошлого и в сознании тех, кто живет сегодня.
А знаете ли вы историю прошлого века своей страны?
Здесь вас ждет иллюстрированное путешествие во времени #link:source:;text: [3] #link_end#link:source:;text: [4] #link_end .
_______________
Вспомните, в чем различие архаизмов и историзмов.
По происхождению как архаизмы, так и историзмы могут быть самыми разнообразными. Среди них встречаются и исконно русские слова ( льзя, дабы, оный, насильство, семо - сюда, сполох - тревога, заводчик - зачинщик и т. п.), и старославянские ( глад, лобзать,...
XX век еще не скрылся в дымке прошлого и в сознании тех, кто живет сегодня.
А знаете ли вы историю прошлого века своей страны?
Здесь вас ждет иллюстрированное путешествие во времени #link:source:;text: [3] #link_end#link:source:;text: [4] #link_end .
_______________
Вспомните, в чем различие архаизмов и историзмов.
По происхождению как архаизмы, так и историзмы могут быть самыми разнообразными. Среди них встречаются и исконно русские слова ( льзя, дабы, оный, насильство, семо - сюда, сполох - тревога, заводчик - зачинщик и т. п.), и старославянские ( глад, лобзать, святыня, глагол - слово, вещать и др.), и заимствованные из других языков ( абшид - отставка, вояж - путешествие, сикурс - помощь, натура - природа, политес - вежливость, аксамит - бархат и т. п.).
В произведениях прошлого (и художественных, и деловых, и научных и т. д.), даже если они написаны сравнительно недавно, мы встречаемся с историзмами и архаизмами, которые таковыми являются лишь для нас, но могли не быть ими во время написания анализируемого произведения #link:source:;text: [1] #link_end .
ЗАДАНИЯ :
1. Рассмотрите рисунок с названием "Стиль" (см. Доп.материалы). Назовите устаревшие слова.
Ваш ответ:
2. Найдите в стихотворении А.Белого "Менуэт" устаревшие слова и объясните их художественную роль #link:source:;text: [5] #link_end .
3. Найдите в стихотворении В.Брюсова "Ассаргадон" устаревшие слова и объясните их художественную роль #link:source:;text: [6] #link_end .
3. Изучите таблицу "Разделы науки о языке" (см. Доп.материалы). Составьте тест на основе изученного лингвистического содержания хронолинии и предложите его товарищам в качестве проверочного.
4. Свои работы опубликуйте в Доп.материалах.