1100 г.
|
Разить
Период
1100 г.
Описание:
В.В. Даль (1801—1872) — русский учёный, писатель и лексикограф, составитель " Толкового словаря живого великорусского языка" много времени отдал изучению происхождения слов и наблюдениям за изменениями их значения. В его Словаре читаем: Разить (раз?) что, кого, бить, ударять (бить вернее, ражать, употреб. с предлогом); поражать оружием, молотом, топором, копьем, пулей и пр. На друга руки не подымай, человека не рази. Он разил его раза три, вят. ударил. Разить неприятеля, разбить. Он разил его в белу грудь, сказ. Слово пуще стрелы разит. | Влад. твер. новг. трёкать морск. ухать, нагалить, бить или тянуть, дергать с нагалу, петь дубинушку (напев для нагалу), покрикивать в лад или в меру и бить дружно, по напеву. Разить сваи. Копровый коновод разит (голосом), а коперщики дергают бабу за кошки и разят разом, враз. | *Поражать, дивить, озадачивать необычайностью, странностью, нечаянностью. Такая пестрота глаза разит. Кто ни взглянет на Василья Блаженного, всякого разит эта красота своего рода. | - чем от кого, нести, пахнуть, вонять. От него так и разит винищем! Тут сильно разит гнилью. Разиться, быть разиму; | арх. кинуться, броситься, метнуться. Он разился в погоню за ним, а этот разился на него с ножем! И разилась она о мать сыру землю, упала с горя. Как разился бел кречет на серу утицу, ринулся. Раженье, действ. по глаг. Возразить кому, спорно ответить. В него не вразишь этого, не втолкуешь. Не умею выразиться, говорить красно. Доразить, добить. Заразить кого, сообщить заразу. Изразить истукан. Образить камень, отесать. Отразить нападение; -ся в зеркале. Поразить злобу. Подражать кому. Град приражается к стене. Гром разразился. Сражаться с кем; сразить кого, убить или одолеть. Разячий, разящий и поражающий; разительный, то же в переносн. Разячая вонь, смрад, так и разит, несносно поражает. Разительный пример самоотверженья. Разительный случай. Разливый, склонный к раженью. Едва ли не должно принять два глагола: разить, ударять, и разить, представлять в видимом образе; самое слово образ, затем: образина, образовать, образить, выражать, суразный, суразицы (сходство, подобие), и даже языки литовск. и венгерск. (см. у Шимкевича) указывают на этот корень. Задание : 1. Какие слова в русском языке родственные слову разить ? Ваш ответ :
Источники:
Базовые:
1. Толковый словарь В.В. Даля: http://enc-dic.com/dal/Razit-34986.html
Учебные:
1. Биография В.В. Даля: http://www.razumniki.ru/dal_tolkovuy_slovar_istoriya_doklad.html
Медиаресурсы:
|
1117 г.
|
Значение 1
Период
1117 г.
Описание:
Глагол заразить встречается в Новгородской Первой летописи , в записи под 1117 годом: "Единъ от дьякъ зараженъ былъ отъ грома". Задание: 1. Что такое летописи? Ваш ответ : 2. Каково лексическое значение глагола заражен в этой цитате из летописи? Ваш ответ :
Источники:
Базовые:
1. Д.С. Лихачев о Новгородских летописях: http://feb-web.ru/feb/irl/il0/il2/il2-1142.htm
2. Тексты новгородских летописей http://www.lrc-lib.ru/rus_letopisi/Novgorod/contents.htm
Учебные:
1. Что такое летописи? http://www.hrono.info/dokum/1000dok/letopisi.php
Медиаресурсы:
|
с 1600 г. по 1750 г.
|
Значение 2
Период
с 1600 г. по 1750 г.
Описание:
"Добрый конь Бовин увидел Полкана и закусил мундштук и почел носить по лесам, и по заразам, и по кустам..." Задания с использованием гиперссылок в поле "Источники" : 1. Познакомьтесь с историей переводного произведения "Сказание про храброго витязя Бову Королевича". 2. Познакомьтесь с текстом этого произведения (можно выборочно). 3. Как вы думаете, почему в приведенной выше фразе "заразами" называли овраги? Ваш ответ : 4. Рассмотрите иллюстрации. Каким на них предстает главный герой "Сказания..."? Ваш ответ :
Источники:
Базовые:
1. Википедия: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D0%BE%D0%B2%D0%B0_%D0%9A%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%BB%D0%B5%D0%B2%D0%B8%D1%87
2. Текст
Учебные:
1. Гравюры к сказанию http://gravura-online.ru/component/virtuemart/detskoe/by?Itemid=&product_name_html=&product_sku.html
2. Д. Кобяков. Приключения слов http://royallib.com/book/kobyakov_dmitriy/priklyucheniya_slov.html
Медиаресурсы:
|
1752 г.
|
Значение 3
Период
1752 г.
Описание:
Михаил Васильевич Ломоносов (1711—1765) — первый русский ученый-естествоиспытатель мирового значения, поэт, заложивший основы современного русского литературного языка, художник, историк, поборник развития отечественного просвещения, науки и экономики. Задания : 1. Внимательно перечитайте строфу с пометкой 120 (см. ссылку №2 в поле "Источники"). 2. Найдите интересующее нас слово и определите его значение. Ваш ответ :
Источники:
Базовые:
1.Все о М.В. Ломоносове: http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/1009486
2. Русская виртуальная библиотека: http://www.rvb.ru/18vek/lomonosov/01text/01text/04epistoles/076.htm
Учебные:
1. http://lomonosov300.ru/
2. Как возникли эти стихи: (поэзия и наука при дворе Елизаветы Петровны) http://magazines.russ.ru/nlo/2007/87/os9.html
Медиаресурсы:
|
1771 г.
|
Значение 3
Период
1771 г.
Описание:
В начале царствования Екатерины II литературная слава Александра Петровича Сумарокова (1717—1777) достигает зенита. Молодые сатирики, группировавшиеся вокруг Н. Новикова и Фонвизина, поддерживают Сумарокова, который пишет басни, направленные против бюрократического произвола, взяточничества, бесчеловечного обращения помещиков с крепостными (познакомься с биографией этого русского поэта XVIII века по ссылке №1 в поле "Источники") Задания: 1. Прочитайте сатиру Сумарокова "О благородстве" (1771 год). 2. Найдите строку со словом зараза и попробуйте объяснить его значение по контексту. Ваш ответ :
Источники:
Базовые:
1. http://www.sumarokov.org.ru/lib/sa/author/100002
2. Текст сатиры А. Сумарокова
Учебные:
1. Вы можете больше узнать о Сумарокове А.П. здесь: http://feb-web.ru/feb/irl/rl0/rl1/rl1-5422.htm
Медиаресурсы:
|
1784 г.
|
Значение 3
Период
1784 г.
Описание:
Николай Петрович Николаев (1758—1815) — русский поэт, теоретик и драматург последней четверти ХVIII — начала XIX в. — создал около двадцати комедий, комических опер, драм, трагедий. В 1784 году он написал поэму "Сорена и Замир", где тоже есть исследуемое нами слово. Задания: 1. Познакомьтесь с кратким содержанием этой поэмы (базовые источники, ссылка 1). 2. Найдите слово в заключительных строках поэмы: Премысл В какие пропасти тебя низводит страсть! Или забыл, что есть твоей превыше власть? Оставь, о государь, намеренье ужасно! Мстислав Оставлю... буду жить на то, чтоб жить несчастно, Чтоб сладостных утех мне в жизни не иметь, Чтоб страстью мучиться и вечно в ней кипеть: С Сореной разлучась, разлукою терзаться... С Сореной!.. что изрек! с Сореной мне расстаться! Не зреть ее очей! не зреть ее зараз!.. Нет, нет, исполни мой... исполни мой приказ. 3. Определите значение найденного слова. Ваш ответ :
Источники:
Базовые:
1. О поэме Н.П. Николаева http://istlit.ru/txt/ruslit18/118.htm
Учебные:
1. Текст поэмы: http://az.lib.ru/n/nikolew_n_p/text_0010.shtml
2. Справка о наследии Н.П. Николаева: http://cheloveknauka.com/dramaturgiya-n-p-nikolaeva
3. Биография и произведения: http://knigolubu.ru/russian_classic/nikolev_np/po_godam/
|
1793 г.
|
Значение 3
Период
1793 г.
Описание:
В начале стихотворения Ивана Андреевича Крылова (1769—1844) — русского писателя, баснописца, драматурга — "Мое оправдание. К Анюте" есть исследуемое вами слово: Защищая пол прелестный, Аннушка, мой друг любезный! Часто ты пеняла мне, Что лишь слабости одне В женщинах ценю я строго И что нежных тех зараз, Чем они пленяют нас, Нахожу я в них немного. Удивляло то тебя, Что писать про них я смею; Ты пеняла, что умею В них пороки видеть я. Ты пеняла — я смеялся. Ты грозила — я шутил. И тебя я не боялся! И тебе самой не льстил! Для меня казалось стыдно, И досадно, и обидно Девочке в пятнадцать лет, Как судье, давать ответ. Задание : 1. Определите значение слова по контексту. Ваш ответ :
Источники:
Базовые:
1. Текст стхотворения: http://www.rvb.ru/18vek/krylov/01text/vol3/03versus/259.htm
Учебные:
1. О творчестве И.А. Крылова: http://krilov.velchel.ru/
2. О стихотворении
Медиаресурсы:
|
2015 г.
|
Современное значение слова
Период
2015 г.
Описание:
Задания:
1. Назовите родственные слова слову РАЗИТЬ и определите лексическое значение каждого из этих родстенных слов. Ваш ответ: 2. Каково значение слова ЗАРАЗА в современном русском языке? Для ответа воспользуйтесь словарями. Ваш ответ: 3. Укажите их в поле "Источники" используемые вами словари.
Источники:
Базовые:
1. Словари http://enc-dic.com/
Учебные:
1. О возникновении алфавита:
http://www.krugosvet.ru/node/33342
http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_literature/1335/Глаголица
Самостоятельно найденные:
1.
2.
3.
Медиаресурсы:
|
В.В. Даль (1801—1872) — русский учёный, писатель и лексикограф, составитель " Толкового словаря живого великорусского языка" много времени отдал изучению происхождения слов и наблюдениям за изменениями их значения. В его Словаре читаем:
Разить (раз?) что, кого, бить, ударять (бить вернее, ражать, употреб. с предлогом); поражать оружием, молотом, топором, копьем, пулей и пр. На друга руки не подымай, человека не рази. Он разил его раза три, вят. ударил. Разить неприятеля, разбить. Он разил его в белу грудь, сказ. Слово пуще стрелы разит. | Влад. твер. новг. трёкать...
В.В. Даль (1801—1872) — русский учёный, писатель и лексикограф, составитель " Толкового словаря живого великорусского языка" много времени отдал изучению происхождения слов и наблюдениям за изменениями их значения. В его Словаре читаем:
Разить (раз?) что, кого, бить, ударять (бить вернее, ражать, употреб. с предлогом); поражать оружием, молотом, топором, копьем, пулей и пр. На друга руки не подымай, человека не рази. Он разил его раза три, вят. ударил. Разить неприятеля, разбить. Он разил его в белу грудь, сказ. Слово пуще стрелы разит. | Влад. твер. новг. трёкать морск. ухать, нагалить, бить или тянуть, дергать с нагалу, петь дубинушку (напев для нагалу), покрикивать в лад или в меру и бить дружно, по напеву. Разить сваи. Копровый коновод разит (голосом), а коперщики дергают бабу за кошки и разят разом, враз. | *Поражать, дивить, озадачивать необычайностью, странностью, нечаянностью. Такая пестрота глаза разит. Кто ни взглянет на Василья Блаженного, всякого разит эта красота своего рода. | - чем от кого, нести, пахнуть, вонять. От него так и разит винищем! Тут сильно разит гнилью. Разиться, быть разиму; | арх. кинуться, броситься, метнуться. Он разился в погоню за ним, а этот разился на него с ножем! И разилась она о мать сыру землю, упала с горя. Как разился бел кречет на серу утицу, ринулся. Раженье, действ. по глаг. Возразить кому, спорно ответить. В него не вразишь этого, не втолкуешь. Не умею выразиться, говорить красно. Доразить, добить. Заразить кого, сообщить заразу. Изразить истукан. Образить камень, отесать. Отразить нападение; -ся в зеркале. Поразить злобу. Подражать кому. Град приражается к стене. Гром разразился. Сражаться с кем; сразить кого, убить или одолеть. Разячий, разящий и поражающий; разительный, то же в переносн. Разячая вонь, смрад, так и разит, несносно поражает. Разительный пример самоотверженья. Разительный случай. Разливый, склонный к раженью. Едва ли не должно принять два глагола: разить, ударять, и разить, представлять в видимом образе; самое слово образ, затем: образина, образовать, образить, выражать, суразный, суразицы (сходство, подобие), и даже языки литовск. и венгерск. (см. у Шимкевича) указывают на этот корень.
Задание :
1. Какие слова в русском языке родственные слову разить ?
Ваш ответ :
Базовые: | |
1. Толковый словарь В.В. Даля: http://enc-dic.com/dal/Razit-34986.html | |
Учебные: | |
1. Биография В.В. Даля: http://www.razumniki.ru/dal_tolkovuy_slovar_istoriya_doklad.html |
Глагол заразить встречается в Новгородской Первой летописи , в записи под 1117 годом:
"Единъ от дьякъ зараженъ былъ отъ грома".
Задание:
1. Что такое летописи?
Ваш ответ :
2. Каково лексическое значение глагола заражен в этой цитате из летописи?
Ваш ответ :
Глагол заразить встречается в Новгородской Первой летописи , в записи под 1117 годом:
"Единъ от дьякъ зараженъ былъ отъ грома".
Задание:
1. Что такое летописи?
Ваш ответ :
2. Каково лексическое значение глагола заражен в этой цитате из летописи?
Ваш ответ :
"Добрый конь Бовин увидел Полкана и закусил мундштук и почел носить по лесам, и по заразам, и по кустам..."
Задания с использованием гиперссылок в поле "Источники" :
1. Познакомьтесь с историей переводного произведения "Сказание про храброго витязя Бову Королевича".
2. Познакомьтесь с текстом этого произведения (можно выборочно).
3. Как вы думаете, почему в приведенной выше фразе "заразами" называли овраги?
Ваш ответ :
4. Рассмотрите иллюстрации. Каким на них предстает главный герой "Сказания..."?
Ваш ответ :
"Добрый конь Бовин увидел Полкана и закусил мундштук и почел носить по лесам, и по заразам, и по кустам..."
Задания с использованием гиперссылок в поле "Источники" :
1. Познакомьтесь с историей переводного произведения "Сказание про храброго витязя Бову Королевича".
2. Познакомьтесь с текстом этого произведения (можно выборочно).
3. Как вы думаете, почему в приведенной выше фразе "заразами" называли овраги?
Ваш ответ :
4. Рассмотрите иллюстрации. Каким на них предстает главный герой "Сказания..."?
Ваш ответ :
Михаил Васильевич Ломоносов (1711—1765) — первый русский ученый-естествоиспытатель мирового значения, поэт, заложивший основы современного русского литературного языка, художник, историк, поборник развития отечественного просвещения, науки и экономики.
Задания :
1. Внимательно перечитайте строфу с пометкой 120 (см. ссылку №2 в поле "Источники").
2. Найдите интересующее нас слово и определите его значение.
Ваш ответ :
Михаил Васильевич Ломоносов (1711—1765) — первый русский ученый-естествоиспытатель мирового значения, поэт, заложивший основы современного русского литературного языка, художник, историк, поборник развития отечественного просвещения, науки и экономики.
Задания :
1. Внимательно перечитайте строфу с пометкой 120 (см. ссылку №2 в поле "Источники").
2. Найдите интересующее нас слово и определите его значение.
Ваш ответ :
В начале царствования Екатерины II литературная слава Александра Петровича Сумарокова (1717—1777) достигает зенита. Молодые сатирики, группировавшиеся вокруг Н. Новикова и Фонвизина, поддерживают Сумарокова, который пишет басни, направленные против бюрократического произвола, взяточничества, бесчеловечного обращения помещиков с крепостными (познакомься с биографией этого русского поэта XVIII века по ссылке №1 в поле "Источники")
Задания:
1. Прочитайте сатиру Сумарокова "О благородстве" (1771 год).
2. Найдите строку со словом зараза и попробуйте...
В начале царствования Екатерины II литературная слава Александра Петровича Сумарокова (1717—1777) достигает зенита. Молодые сатирики, группировавшиеся вокруг Н. Новикова и Фонвизина, поддерживают Сумарокова, который пишет басни, направленные против бюрократического произвола, взяточничества, бесчеловечного обращения помещиков с крепостными (познакомься с биографией этого русского поэта XVIII века по ссылке №1 в поле "Источники")
Задания:
1. Прочитайте сатиру Сумарокова "О благородстве" (1771 год).
2. Найдите строку со словом зараза и попробуйте объяснить его значение по контексту.
Ваш ответ :
Базовые: | |
1. http://www.sumarokov.org.ru/lib/sa/author/100002 | |
2. Текст сатиры А. Сумарокова | |
Учебные: | |
1. Вы можете больше узнать о Сумарокове А.П. здесь: http://feb-web.ru/feb/irl/rl0/rl1/rl1-5422.htm |
Николай Петрович Николаев (1758—1815) — русский поэт, теоретик и драматург последней четверти ХVIII — начала XIX в. — создал около двадцати комедий, комических опер, драм, трагедий. В 1784 году он написал поэму "Сорена и Замир", где тоже есть исследуемое нами слово.
Задания:
1. Познакомьтесь с кратким содержанием этой поэмы (базовые источники, ссылка 1).
2. Найдите слово в заключительных строках поэмы:
Премысл
В какие пропасти тебя низводит страсть!
Или забыл, что есть твоей превыше власть?
Оставь, о государь, намеренье ужасно!
Мстислав
Оставлю... буду жить на...
Николай Петрович Николаев (1758—1815) — русский поэт, теоретик и драматург последней четверти ХVIII — начала XIX в. — создал около двадцати комедий, комических опер, драм, трагедий. В 1784 году он написал поэму "Сорена и Замир", где тоже есть исследуемое нами слово.
Задания:
1. Познакомьтесь с кратким содержанием этой поэмы (базовые источники, ссылка 1).
2. Найдите слово в заключительных строках поэмы:
Премысл
В какие пропасти тебя низводит страсть!
Или забыл, что есть твоей превыше власть?
Оставь, о государь, намеренье ужасно!
Мстислав
Оставлю... буду жить на то, чтоб жить несчастно,
Чтоб сладостных утех мне в жизни не иметь,
Чтоб страстью мучиться и вечно в ней кипеть:
С Сореной разлучась, разлукою терзаться...
С Сореной!.. что изрек! с Сореной мне расстаться!
Не зреть ее очей! не зреть ее зараз!..
Нет, нет, исполни мой... исполни мой приказ.
3. Определите значение найденного слова.
Ваш ответ :
В начале стихотворения Ивана Андреевича Крылова (1769—1844) — русского писателя, баснописца, драматурга — "Мое оправдание. К Анюте" есть исследуемое вами слово:
Защищая пол прелестный,
Аннушка, мой друг любезный!
Часто ты пеняла мне,
Что лишь слабости одне
В женщинах ценю я строго
И что нежных тех зараз,
Чем они пленяют нас,
Нахожу я в них немного.
Удивляло то тебя,
Что писать про них я смею;
Ты пеняла, что умею
В них пороки видеть я.
Ты пеняла — я смеялся.
Ты грозила — я шутил.
И тебя я не боялся!
И тебе самой не льстил!
Для меня казалось стыдно,
И...
В начале стихотворения Ивана Андреевича Крылова (1769—1844) — русского писателя, баснописца, драматурга — "Мое оправдание. К Анюте" есть исследуемое вами слово:
Защищая пол прелестный,
Аннушка, мой друг любезный!
Часто ты пеняла мне,
Что лишь слабости одне
В женщинах ценю я строго
И что нежных тех зараз,
Чем они пленяют нас,
Нахожу я в них немного.
Удивляло то тебя,
Что писать про них я смею;
Ты пеняла, что умею
В них пороки видеть я.
Ты пеняла — я смеялся.
Ты грозила — я шутил.
И тебя я не боялся!
И тебе самой не льстил!
Для меня казалось стыдно,
И досадно, и обидно
Девочке в пятнадцать лет,
Как судье, давать ответ.
Задание :
1. Определите значение слова по контексту.
Ваш ответ :
Базовые: | |
1. Текст стхотворения: http://www.rvb.ru/18vek/krylov/01text/vol3/03versus/259.htm | |
Учебные: | |
1. О творчестве И.А. Крылова: http://krilov.velchel.ru/ | |
2. О стихотворении |
1. Назовите родственные слова слову РАЗИТЬ и определите лексическое значение каждого из этих родстенных слов.
Ваш ответ:
2. Каково значение слова ЗАРАЗА в современном русском языке? Для ответа воспользуйтесь словарями.
Ваш ответ:
3. Укажите их в поле "Источники" используемые вами словари.
1. Назовите родственные слова слову РАЗИТЬ и определите лексическое значение каждого из этих родстенных слов.
Ваш ответ:
2. Каково значение слова ЗАРАЗА в современном русском языке? Для ответа воспользуйтесь словарями.
Ваш ответ:
3. Укажите их в поле "Источники" используемые вами словари.
Базовые: | |
1. Словари http://enc-dic.com/ | |
Учебные: | |
1. О возникновении алфавита: | |
http://www.krugosvet.ru/node/33342 | |
http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_literature/1335/Глаголица | |
Самостоятельно найденные: | |
1. | |
2. | |
3. |