Виртуальный школьный этнографический музей РУССКАЯ ГОРНИЦА.
Сегодня мы познакомимся с некоторыми экспонатами музея, которые помогут лучше представить крестьянский быт. Здесь живая история. Всё что здесь находится – сделано руками наших предков, во всём – душа людей. Многие предметы исчезают, глядя на некоторые орудия труда, мы не догадываемся, как ими пользовался человек.
В этом и заключается наш проблемный вопрос: Определить, для каких работ нужны орудия труда, с которыми мы познакомимся? Применяются ли они сейчас?
Здесь русский дух, здесь Русью...
Виртуальный школьный этнографический музей РУССКАЯ ГОРНИЦА.
Сегодня мы познакомимся с некоторыми экспонатами музея, которые помогут лучше представить крестьянский быт. Здесь живая история. Всё что здесь находится – сделано руками наших предков, во всём – душа людей. Многие предметы исчезают, глядя на некоторые орудия труда, мы не догадываемся, как ими пользовался человек.
В этом и заключается наш проблемный вопрос: Определить, для каких работ нужны орудия труда, с которыми мы познакомимся? Применяются ли они сейчас?
Здесь русский дух, здесь Русью пахнет…
А.С.Пушкин
ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ ЭТНОГРАФИЧЕСКОГО МУЗЕЯ РУССКАЯ ГОРНИЦА..
Школьный этнографический музей начал свою работу в 2012 году. Музей был создан
по инициативе администрации школы, учителей, с активным участием детей под руководством Максимкиной М.П., учителя русского языка и литературы.Изучая на уроках литературы тему Русский народный фольклор, мы часто говорили
о традициях, обычаях, народных промыслах в различных регионах России. Первым экспонатом, принесенным учителем в школу, была прялка. На уроке литературы при изучении сказки А.С. ПушкинаСказка о мёртвой царевне и о семи богатырях она была наглядным пособием. Для детей это стало открытием!
С этого все и началось. Объявили операцию Поиск. Началась энергичная работа по сбору предметов народного быта.
Поисково-исследовательская работа увлекла не только детей, а также родителей и учителей. Дети в школу стали приносить вещи, которые находили на чердаках уже заброшенных домов, в сундуках бабушек. У каждой вещи своя жизнь, судьба, история. Из
этих историй складывались экскурсии, экспозиции. Появилась возможность перейти из кабинета литературы в рекреацию школьного коридора на третий этаж, где мы смогли
разместить все свои экспонаты,собранные в экспозиции.
В мае 2013 года в торжественной обстановке было открытие этнографического музея
РАССКАЗЫВАЮТ ЭКСПОЗИЦИИ.
Возрождение народных традиций, различных явлений народной жизни - ее уклад, семейно-социальные отношения, традиционно бытовые стороны жизни и культуры представляет этнографический музей Русская горница. Понимаем, много потеряно там, где забыты русские традиции, забыты народные промыслы. Уходят из жизни истинно русские умельцы, несущие свое искусство из русской старины. Учителя и ученики решили
создать такой музей, где у каждого посетителя непременно возникал бы вопрос: кто я, откуда мы вышли, куда идем, что берем из прошлого, во имя чего живем в настоящем, что
передадим потомкам?
Ныне вряд ли найдется человек, у кого не екнет сердечко в нашем музее, словно окликнул его из невозвратной дали давно отзвучавший голос, родной голос: Ах, а ведь у моей прабабушки есть такая же…. Все, что собрано в нашем музее позволяет прикоснуться к глубокой старине:здесь и домашняя утварь, и предметы, которыми пользовался крестьянин-хлебороб, и образцы старинной русской одежды, и женские украшения.
Все предметы в нашем музее собраны и представлены в виде экспозиций:
1. От зелёного ростка до холщовой рубахи
2. Утварь в крестьянском доме
3. Музыкальные инструменты
4. Народный костюм
5. Горячий корабль
6. Промыслы России
7. Русское кружево
8. Всё для фронта! Всё для Победы!
В настоящее время в музее более 200 экспонатов.
https://youtu.be/UbGJ0-LO9J0 | Посмотреть видеоролик |
27 мая 1850 г.
|
Фото №1 "Ткацкий станок"
Период
27 мая 1850 г.
Описание:
Ткачество – это искусство переплетения нитей для получения полотна. Для этого люди придумали специальное приспособление - ткацкий стан. Вопросы: ВОПРОСЫ ОЧНОГО ТУРА ДЛЯ 3-4 КЛАССОВ Марья – Искусница встречает ребят при входе музей и приглашает их в гости. М.И.: Присаживайтесь, ребятки, а я вам загадаю загадку, которую я знаю с детства. Ногой толкну, животом нажму, Рукой шмыгну, два раза кольну И опять начну. Чтобы ее разгадать, нужно окунуться в русскую старину. В этом нам поможет сказка, которую я вам сейчас расскажу Сказка- вопрос. КЛУБОК (дети обыгрывают сказку) М.И.: Неведомо в какой стране, в каком году жили-были старик со старухой. Жили они хорошо, весело. И всё бы добро, да выдалась в тот год зима холодная. Дед. Слышь, Старая, холодно в избе-то. Хоть бы носки связала, что ли. Баба. Да с чего ж свяжу, Старый, пряжи нету. Дед. А ты в хлев сходи, да поищи. Может, на какой овце шерсти - то и осталось. М.И.: Взяла баба ножницы овечьи и пошла в хлев, (уходит из комнаты) настригла немного шерсти, намыла, счесала, спряла, да ссучила и в клубок смотала. Баба.(появляется с клубком ) Будут тебе, дед, и носки, и варежки. М.И.: Положила баба клубок на окно, а сама пошла за спицами. Клубок лежал-лежал на окне, скучно ему стало, отодвинул он задвижку, да и скатился на улицу. Катится и поёт: Клубок. Я клубок, клубок С овцы стрижён, На чёске чёсан, На прялке прядён, Потом ссучён, Я от бабушки ушёл, Я от дедушки ушёл... М.И.: Долго катился наш клубок. Встретил он в лесу и зайца, дрожащего от холода, и прозябшего волка, и медведя, который вылез из берлоги ноги размять. И от всех ему удалось уйти. Но вот появилась лиса. Вся закоченела, только глаза хитро светятся. Лиса. Клубочек, миленький, хорошенький, пушистенький. Подожди, голубчик, я из тебя носки свяжу. Клубок. Не трогай меня, лиса, я тебе песенку спою. Я клубок, клубок С овцы стрижён, На чёске чёсан, На прялке прядён, Потом ссучён, Я от бабушки ушёл, Я от дедушки ушёл, Я от зайца, волка и медведя ушёл. Лиса. Глуховата я стала,миленький,видно от мороза уши заложило. Сядь ко мне на лапку и спой песенку ещё раз. . 2 дев.: Клубок сел на лапку, а лиса его - цап и в нору унесла. А что дальше было - никто не знает. Может,холст для сарафана соткала, а может и не смогла. Дело-то мудрёное. Науки требует. С первого раза может и не получиться. Вопрос 1. М- И.: Ребята, как называется предмет, на котором ткут холст? Найдите в музее экспонат. Ответ: ткацкий станок. М-И садитсяза ткацкийстанок и показывает, как ткали холст. Повторяет загадку. М –И : Вот и нашли мы с вами отгадку на мою загадку! М –И : Раньше в каждой избе имелся ткацкий стан. Имел он и другое название. Вопрос 2 Какназывался ткацкий стан? А) кросно Б) бердо В) набивалка Г) нитеница Ответ: А Толковый словарь русского языка Д.Н.Ушакова - КРОСНО кросна, мн. (в том же знач.) кросна, кросен, кроснам, ср. (обл.). Ткацкий станок, преимущ. с начатой уже работой. http:slovorus.ru index.php?ID=32732&pg=0&w=%CA%D... М-И: Пряха ткёт, будто песнюпоёт. Следующий вопрос, ребята, в виде викторины На экране отрывки из русских народных песен. Вопрос 3 В каком отрывке русских народных песен говорится о пряхе ? А)Русая головка, Думы без конца… Ты о чем мечтаешь, Девица - краса? Б) Уж я ткала, я ткала ленок, Уж я, ткавши, приговаривала, Уж я, ткавши, приговаривала, Чеботами приколачивала! В)Сошьем, сошьем Дуне, сошьем, сошьем Дуне. Сошьем Дуне сарафан, сарафан, Сошьем Дуне сарафан, сарафан. Носи, носи, Дуня, носи, носи, Дуня. Носи, Дуня, не теряй, не теряй, Носи, Дуня, не теряй, не теряй. Ответ: А,Б
Источники:
https://docs.google.com/document/d/1JDUelvWVYATA3v0t0Q1BAZIBpvibBcXCSCB8x5oGInk/edit?usp=sharing
|
27 мая 1850 г.
|
Фото № 16 "Красный угол"
Период
27 мая 1850 г.
Описание:
Красный угол (передний угол) — часть жилого помещения, где установлена икона, или домашний иконостас, а также сам этот иконостас. 1. Красный угол в православном обычае В русском доме красный (красивый) угол всегда устраивался в самом видном и почётном месте, по диагонали от входной двери, в дальнем углу комнаты, - так, чтобы иконы были первым, что видел входящий. Войдя в комнату, христианин прежде всего крестился перед образами и кланялся Богу, и только затем здоровался с хозяевами. Красный угол всегда был самым важным и почитаемым местом в доме. Его соблюдали в особенной чистоте, иконы украшали драгоценными окладами, ризами, цветами, возжигали перед образами лампады (стоячие или подвесные) и свечи. Если в доме было праздничное застолье, то ближе к красному углу усаживали самого почётного гостя. ВОПРОСЫ: 1.Домотканые половики-дорожки в горнице стелили от двери к переднимокнам. Какое образное выражение подходит для них?Обоснуй свой ответ. А)пути – дороги Б) весёлая дорожка В) дорожка в будущее Г) дорожка вперёд Ответ: А 2.Главное место в русской горнице–красный угол. Что олицетворяет красный угол? А)небоБ)зарюВ) солнцеГ)луну Ответ: Б Заря 3.Почему красный угол в горнице называется красным? 4.Что олицетворяла матица? А) млечный путь в небе Б) землю В)дождь Г) небо Ответ: А 5. Печка ленивого Емели – это прообраз: А) бричкиБ)велосипедаВ) мотоциклаГ) мерседеса Ответ: Г 6. 1 апреля –праздник розыгрыша и шутки. Люди обманывают друг друга и говорят: Первый апрель – никому не верь. По поверьюэтот обычай: обманывать друг друга для того ,чтобы оградить себя от козней: А)домового В)мышки Г) колдуна Б)сверчка Ответ домовой 7. В чём сходство и различиепредметов 8. Решите кроссворд, в котором зашифрована отгадка экспоната ,
|
27 мая 1850 г.
|
Фото №17 "Люлька"
Период
27 мая 1850 г.
Описание:
Люлька (зыбка, качка, колыска, пебей, колыбель)- это маленькая деревянная или плетеная кроватка со спальным местом 40-50 см в ширину и 70-100 см в длину. Основное предназначение люльки - укачивание ребенка. Это замечательное изобретение наших предков, которое, к сожалению, почти не используется сейчас. А ведь когда-то люлька была просто незаменимой, без неё не обходилась ни одна изба. В одной люльке могло вырасти несколько поколений. Сделать хорошую люльку надо уметь. Правильно сделанная и закреплённая люлька - долговечная, устойчивая и легко качалась. А вот неправильная люлька могла опрокинуться от неосторожного толчка. Вот поэтому за новой люлькой обращались к специальному мастеру. Если семья не могла позволить себе обратиться к люлечнику, то тогда люльку делал хозяин дома. В качестве материала для изготовления люлек использовались - дерево, ивовые прутья, кора, кожа. Но не каждое дерево использовалось для колыбелек, а только то, которого, как считалось, боялась нечисть. А вот из осины, которая с нечистью дружит, люльки никогда не делали. Очень состоятельные люди могли себе позволить кованые люльки. Так, например, для Александра I тульскими мастерами была сделанастальная люлька, украшенная резьбой и вензелями.Эту колыбельку можно увидеть в Оружейной палате. Люльки или ставились на опору-качалку или подвешивались к потолку или на очеп. Люльку крепили следующим образом. В толстое потолочное бревно вбивали кольцо, на которое вешался моток проволоки (качок) или вставлялся очеп (позднее - пружина). Затем к ним подвешивалась люлька.
|
27 мая 1850 г.
|
27 мая 1850 г.
|
Фото №19 "Рушник"
Период
27 мая 1850 г.
Описание:
Рушни́к (рус. полотенце, рукотерник, ручник, утирник, полка, ширинка, укр. рушник, белор. рушнік, уціральнік, болг. ръченик, пошь, рута, обрус, пешкир, тестемел, чевре, кесария, макед. рачник, пешкир, серб. пешкир, словен. rocnik, польск. ręcznik, чеш. ručnik, словацк. ručnik) — полотенце из домотканого холста. Предмет народной культуры и народного творчества славян, в большей степени восточных. Языческие времена у славян В языческие времена славяне начали сильно придавать значение вышитым орнаментам. Все, что ни вышивалось, несло какой-то подтекст. Особенно в почете были вышитые полотенца. На них изображали пестрые мотивы, которые символизировали достаток в доме и здоровье. С их помощью проводили разные ритуалы. Также обшивали повседневную и праздничную одежду, постельное белье, занавески и др. Христианство В это время женщины поддерживали рукодельные традиции своих предков язычников, а также придумывали новые орнаменты. Именно тогда начали украшать вышитыми полотенцами иконы, и именно во время христианства начали очень часто использовать технику вышивка крестом. Крест носил не только эстетическую ценность, но и обладал (по тогдашним верованиям) весьма магическими свойствами - оберегать от порчи, плохого глаза, а также от нечистой силы. В XII-XV веке начали часто вышивать узоры, сложенные из ромбов и крючков.
Источники:
https://docs.google.com/document/d/1FBDvWOe_U_4Q4ABZa6k2X8V4nU1dLh_YkKDU7KKTd80/edit?usp=sharing
|
27 мая 1850 г.
|
Фото №20 "Русский костюм"
Период
27 мая 1850 г.
Описание:
В народе русский костюм описывают так: Заговор-заклятье. Пойду ль я во чисто поле – Под красное солнце, Под светел месяц, Под полетные облака, Стану я во чистом поле На ровное место, Облаками облачуся, Небесами покроюся, На главу свою кладу Красное солнце, Подпояшусь светлыми зорями, Обтычуся частыми звездами, Что вострыми стрелами – От всякого злого недуга. Головной убор в народных представлениях был связан с небом, его украшали символами солнца, звезд, дерева, птиц. Нити жемчуга и височные украшения символизировали дождевые струи. Поверх кокошника набрасывали фату из тонкой узорчатой ткани. Сарафан одевали поверх рубахи, украшали спереди узорной полосой, тесьмой, серебряным кружевом, узорными пуговицами. Рубаха – основа женского народного костюма, шилась из белого льняного или конопляного полотна. Украшалась вышивкой, оберегавшей женщину от сглаза. Считалось, чем богаче украшена рубаха, тем счастливее и удачливее ее владелица.
|
27 мая 1850 г.
|
Фото №21 "Горшки"
Период
27 мая 1850 г.
Описание:
Археологические находки во многих древнерусских городах свидетельствуют о широком развитии на Руси гончарного ремесла. В Древней Руси применяли большей частью двухъярусные (нижний, топочный ярус зарывали в землю), гончарные горны, но были и одноярусные. Слова посуда еще не было в Древней Руси. То, из чего можно было есть, называли судно. А то, из чего можно было пить, называли сосуд. Очень часто, например, в Домострое, слово сосуд употребляется как общее слово для названия столовой посуды. Первый раз слово посуда встречается в России в XVII веке. Овальные горшки, наряду с котлами, были основной утварью для приготовления (жаренья или варки) пищи. Форма горшков была хорошо приспособлена для варки еды в русской печи, в которой сосуды с пищей находились на одном уровне с горящими дровами и обогревались не снизу, как на открытом очаге, а сбоку. Горшок, поставленный в печь, обкладывали вокруг нижней узкой части дровами или углями. Таким образом, он оказывался охваченным жаром со всех сторон]. В русской избе было очень много разнообразных по форме и размерам горшков, предназначенных для самых различных целей — варения каш, похлебок, кипячения воды и т.д. А для того, чтобы горшок, только что взятый из печи, можно было сразу брать руками, его оплетали берестой. Горшки в семье берегли, обращались с ними очень аккуратно, а если горшок давал трещину, его оплетали берестой и использовали для хранения продуктов. Про такой горшок даже придумали загадку: Был ребёнок — не знал пелёнок, стар стал — пеленаться стал. Учитывая ту большую роль, какую играл горшок в домашнем хозяйстве, неудивительно, что с ним было связано множество поверий. В народном фольклоре также чётко прослеживается связь между судьбой горшка и человека. Его часто использовали в свадебных и погребальных обрядах. Например, битьё горшков в помещении, где проводили первую брачную ночь молодые, должно было символизировать перелом в судьбе девушки и парня, ставших мужчиной и женщиной. В народных поверьях горшок выступал как оберег, сосуд, в котором могла накапливаться волшебная сила. Корчага — это глиняный сосуд больших размеров, который использовали как для хранения напитков, так и для их приготовления, в том числе: нагревания воды, варки пива, кваса, браги и других крепких напитков. Корчага представляла собой нестройный, развалистый сосуд, в полбочонка, с широким горлышком и суженным днищем. Процесс варки пива (мёда) в корчаге был не совсем обычен, поэтому до наших дней дошло понятие корчажное пиво (мёд), то есть пиво (мёд), приготовленное с помощью варки (высидки) в русской печи. Само слово корчага является относительно древним по происхождению: первые упоминания о ней встречаются в летописях под 997 годом, то есть вместе с первым упоминанием о варёном мёде. Старославянское слово кърчага родственно греческим керамион, керамос (сосуд, ёмкость), но, скорее всего, произошло от тюркского курчук, то есть бурдюк или сосуд. Корчага с носиком для слива пива, браги, воды и т.д. Такие корчаги в большом количестве находят при раскопках в Новгородской и особенно во Владимиро-Суздальской Руси, в слоях XI, XII и XIII веков. При этом корчаги тех далеких времён как две капли воды похожи на корчаги XIX века, меньшие по размерам, но сохранившие совершенно точно форму своих предков. Русские глиняные сосуды иной формы, чем корчага, носят другие наименования: молостов, крынка, горшок. Корчага могла иметь форму горшка или кувшина с ручкой. Корчага, как правило, не имела крышки. При варке пива горловину закрывали холстом, обмазав его тестом. В печи тесто запекалось в плотную корку, которая хорошо закупоривала сосуд. В корчагах-горшках пиво, квас, вода сливались через отверстие в тулове, расположенное около донца: его обычно затыкали пробкой.
|
19 июля 1895 г.
|
Фото №2 "Ступа с пестом"
Период
19 июля 1895 г.
Описание:
СТУПА С ПЕСТОМ.Приспособление для изготовления круп из неочищенных зерен пшеницы, ячменя, проса, гречихи. Предназначенные для этой цели ступы выдалбливались из дерева.Их высота достигала 80 см, глубина — 50 см, диаметр — 40 см. Деревянный пест изготавливался до 100 см длины при диаметре около 7 см. При толчении в ступе зерно освобождается от оболочки и частично размельчается. Ступы были в каждом крестьянском доме. Ими пользовались по мере надобности, заготавливая крупу на одну, две недели. Ступа - крестьянская утварь для изготовления круп и размельчения льняного и конопляного семени. Ступа выдалбливалась из толстого ствола берёзы, осины, имела цилиндрическую или конусообразную форму, а её внутреннее пространство было округлым.
|
19 июля 1895 г.
|
Фото №3 "Светец"
Период
19 июля 1895 г.
Описание:
Светец — приспособление для укрепления горящей лучины. Происхождение некоего инструмента для укрепления горящей лучины или факела теряется в веках, но светец является одним из хрестоматийных символов крестьянского быта. Это простое приспособление представляло собой вначале небольшую кованую вилку, в расщепе которой укреплялась горящая лучина, что позволяло без помех переносить ее с места на место. Позже количество вилок стало увеличиваться, что позволяло освещать обширные по величине горницы, например, во время прядения. Светец обычно дополнялся внизу приклепанным тяжелым обручем, позволявшим ему стоять прямо, и ставился в ведро с водой во избежание пожара.
|
19 июля 1895 г.
|
Фото №5 "Угольный утюг"
Период
19 июля 1895 г.
Описание:
Угольные утюги появились в петровские времена в XVII веке. Были они чугунными. Во внутреннюю полость таких утюгов насыпали горячие угли, после чего приступали к глажению белья. По мере остывания - угли меняли на новые
Источники:
https://docs.google.com/document/d/1seBJH7pRNXuFrUpNAFx34xZJVinRsFYuLKilek417ag/edit?usp=sharing
|
19 июля 1895 г.
|
Фото №22 "Старинный гребень"
|
15 июня 1899 г.
|
Фото №4 "Самопрялка"
Период
15 июня 1899 г.
Описание:
Самопрялки пришли на смену старинным прялкам. Пряхе не надо было рукой вращать веретено для скручивания нити, теперь достаточно было нажатием ноги привести в движение колесо самопрялки и нить, скручиваясь, наматывалась на катушку. Главным достоинством самопрялки являлась её эффективность- в день можно было спрясть 400гр. шерсти.
|
15 июня 1899 г.
|
Фото №15 "Веретено"
Период
15 июня 1899 г.
Описание:
Веретено́ — приспособление для ручного прядения пряжи, одно из древнейших средств производства. Деревянная точёная палочка, оттянутая в остриё к верхнему концу и утолщённая к нижней трети. В псковском диалекте: веретено — злая баба.
Источники:
https://docs.google.com/document/d/1seBJH7pRNXuFrUpNAFx34xZJVinRsFYuLKilek417ag/edit?usp=sharing
|
12 января 1901 г.
|
Фото №9 "Фонарь"
Период
12 января 1901 г.
Описание:
Фонарь -Самодельный деревянный свечной фонарь. С четырёх сторон у него вставлены стекла, а сзади расположена деревянная сдвижная стенка, через которую в фонарь ставили свечу или лампаду. XX век
Источники:
интернет ресурсы, поисковая работа
|
17 июля 1930 г.
|
27 января 2012 г.
|
Фото №6 "Русская печь"
Период
27 января 2012 г.
Описание:
Экспонат восстановлен по эскизам в 2012 году. Согласно словарю современного русского языка, любая печь — это сооружение для отопления помещений и приготовления пищи. Однако для русской печи такое определение подходит лишь частично. На протяжении многих веков духовые печи использовались не только для варки пищи и обогрева жилища, но и для выпечки хлеба, пирогов, сушки зерна, рыбы, ягод, овощей, фруктов, грибов, лечебных трав и кореньев. В зимнее и осеннее время печь обогревала, просушивала и проветривала жилище. Когда домочадцам случалось заболеть, она исправно лечила практически все простудные заболевания. При необходимости печь с успехом заменяла даже парную баню, в которой парились с березовым или дубовым веником. Мало того, печь была своеобразной домашней метеостанцией, довольно точно предсказывающей погоду. Мало кому известно, что русская печь способствовала возникновению и развитию многих народных промыслов. Впервые деревянная посуда с золотой хохломской росписью вышла из русских печей заволжских древоделов. В горниле русской печи народные мастера и по сей день закаляют вылепленные из глины игрушки. В долгие зимние вечера печь собирала вокруг себя домочадцев, которые занимались каким-нибудь ремеслом, а заодно рассказывали детям сказки и загадывали загадки. Как неотъемлемая часть жизни большинства народа, русская печь оказала большое влияние на его обряды и традиции. Оттого так часто упоминается она в песнях, сказках, былинах, пословицах и поговорках.
|
Рубель - деревянная доска с вырубленными поперечными желобками для прокатывания белья.
Начала XX века
Рубель - деревянная доска с вырубленными поперечными желобками для прокатывания белья.
Начала XX века
Ткачество – это искусство переплетения нитей для получения полотна. Для этого люди придумали специальное приспособление - ткацкий стан.
Вопросы:
ВОПРОСЫ ОЧНОГО ТУРА ДЛЯ 3-4 КЛАССОВ
Марья – Искусница встречает ребят при входе музей и приглашает их в гости.
М.И.: Присаживайтесь, ребятки, а я вам загадаю загадку, которую я знаю с детства.
Ногой толкну, животом нажму,
Рукой шмыгну, два раза кольну
И опять начну.
Чтобы ее разгадать, нужно окунуться в русскую старину. В этом нам поможет сказка, которую я вам сейчас расскажу
Сказка- вопрос.
КЛУБОК (дети...
Ткачество – это искусство переплетения нитей для получения полотна. Для этого люди придумали специальное приспособление - ткацкий стан.
Вопросы:
ВОПРОСЫ ОЧНОГО ТУРА ДЛЯ 3-4 КЛАССОВ
Марья – Искусница встречает ребят при входе музей и приглашает их в гости.
М.И.: Присаживайтесь, ребятки, а я вам загадаю загадку, которую я знаю с детства.
Ногой толкну, животом нажму,
Рукой шмыгну, два раза кольну
И опять начну.
Чтобы ее разгадать, нужно окунуться в русскую старину. В этом нам поможет сказка, которую я вам сейчас расскажу
Сказка- вопрос.
КЛУБОК (дети обыгрывают сказку)
М.И.: Неведомо в какой стране, в каком году жили-были старик со старухой. Жили они хорошо, весело. И всё бы добро, да выдалась в тот год зима холодная.
Дед. Слышь, Старая, холодно в избе-то. Хоть бы носки связала, что ли.
Баба. Да с чего ж свяжу, Старый, пряжи нету.
Дед. А ты в хлев сходи, да поищи. Может, на какой овце шерсти - то и осталось.
М.И.: Взяла баба ножницы овечьи и пошла в хлев, (уходит из комнаты) настригла немного шерсти, намыла, счесала, спряла, да ссучила и в клубок смотала.
Баба.(появляется с клубком ) Будут тебе, дед, и носки, и варежки.
М.И.: Положила баба клубок на окно, а сама пошла за спицами. Клубок лежал-лежал на окне, скучно ему стало, отодвинул он задвижку, да и скатился на улицу. Катится и поёт:
Клубок. Я клубок, клубок
С овцы стрижён,
На чёске чёсан,
На прялке прядён,
Потом ссучён,
Я от бабушки ушёл,
Я от дедушки ушёл...
М.И.: Долго катился наш клубок. Встретил он в лесу и зайца, дрожащего от холода, и прозябшего волка, и медведя, который вылез из берлоги ноги размять. И от всех ему удалось уйти. Но вот появилась лиса. Вся закоченела, только глаза хитро светятся.
Лиса. Клубочек, миленький, хорошенький, пушистенький. Подожди, голубчик, я из тебя носки свяжу.
Клубок. Не трогай меня, лиса, я тебе песенку спою.
Я клубок, клубок
С овцы стрижён,
На чёске чёсан,
На прялке прядён,
Потом ссучён,
Я от бабушки ушёл,
Я от дедушки ушёл,
Я от зайца, волка и медведя ушёл.
Лиса. Глуховата я стала,миленький,видно от мороза уши заложило. Сядь ко мне на лапку и спой песенку ещё раз.
.
2 дев.: Клубок сел на лапку, а лиса его - цап и в нору унесла. А что дальше было - никто не знает. Может,холст для сарафана соткала, а может и не смогла. Дело-то мудрёное. Науки требует. С первого раза может и не получиться.
Вопрос 1.
М- И.: Ребята, как называется предмет, на котором ткут холст? Найдите в музее экспонат.
Ответ: ткацкий станок.
М-И садитсяза ткацкийстанок и показывает, как ткали холст. Повторяет загадку.
М –И : Вот и нашли мы с вами отгадку на мою загадку!
М –И : Раньше в каждой избе имелся ткацкий стан. Имел он и другое название.
Вопрос 2
Какназывался ткацкий стан?
А) кросно
Б) бердо
В) набивалка
Г) нитеница
Ответ: А
Толковый словарь русского языка Д.Н.Ушакова - КРОСНО
кросна, мн. (в том же знач.) кросна, кросен, кроснам, ср. (обл.). Ткацкий станок, преимущ. с начатой уже работой.
http:slovorus.ru index.php?ID=32732&pg=0&w=%CA%D...
М-И: Пряха ткёт, будто песнюпоёт. Следующий вопрос, ребята, в виде викторины
На экране отрывки из русских народных песен.
Вопрос 3
В каком отрывке русских народных песен говорится о пряхе ?
А)Русая головка,
Думы без конца…
Ты о чем мечтаешь,
Девица - краса?
Б) Уж я ткала, я ткала ленок,
Уж я, ткавши, приговаривала,
Уж я, ткавши, приговаривала,
Чеботами приколачивала!
В)Сошьем, сошьем Дуне, сошьем, сошьем Дуне.
Сошьем Дуне сарафан, сарафан,
Сошьем Дуне сарафан, сарафан.
Носи, носи, Дуня, носи, носи, Дуня.
Носи, Дуня, не теряй, не теряй,
Носи, Дуня, не теряй, не теряй.
Ответ: А,Б
https://docs.google.com/document/d/1JDUelvWVYATA3v0t0Q1BAZIBpvibBcXCSCB8x5oGInk/edit?usp=sharing |
Красный угол (передний угол) — часть жилого помещения, где установлена икона, или домашний иконостас, а также сам этот иконостас.
1. Красный угол в православном обычае
В русском доме красный (красивый) угол всегда устраивался в самом видном и почётном месте, по диагонали от входной двери, в дальнем углу комнаты, - так, чтобы иконы были первым, что видел входящий. Войдя в комнату, христианин прежде всего крестился перед образами и кланялся Богу, и только затем здоровался с хозяевами.
Красный угол всегда был самым важным и почитаемым местом в доме. Его...
Красный угол (передний угол) — часть жилого помещения, где установлена икона, или домашний иконостас, а также сам этот иконостас.
1. Красный угол в православном обычае
В русском доме красный (красивый) угол всегда устраивался в самом видном и почётном месте, по диагонали от входной двери, в дальнем углу комнаты, - так, чтобы иконы были первым, что видел входящий. Войдя в комнату, христианин прежде всего крестился перед образами и кланялся Богу, и только затем здоровался с хозяевами.
Красный угол всегда был самым важным и почитаемым местом в доме. Его соблюдали в особенной чистоте, иконы украшали драгоценными окладами, ризами, цветами, возжигали перед образами лампады (стоячие или подвесные) и свечи. Если в доме было праздничное застолье, то ближе к красному углу усаживали самого почётного гостя.
ВОПРОСЫ:
1.Домотканые половики-дорожки в горнице стелили от двери к переднимокнам.
Какое образное выражение подходит для них?Обоснуй свой ответ.
А)пути – дороги
Б) весёлая дорожка
В) дорожка в будущее
Г) дорожка вперёд
Ответ: А
2.Главное место в русской горнице–красный угол.
Что олицетворяет красный угол?
А)небоБ)зарюВ) солнцеГ)луну
Ответ: Б
Заря
3.Почему красный угол в горнице называется красным?
4.Что олицетворяла матица?
А) млечный путь в небе
Б) землю
В)дождь
Г) небо
Ответ: А
5. Печка ленивого Емели – это прообраз:
А) бричкиБ)велосипедаВ) мотоциклаГ) мерседеса
Ответ: Г
6. 1 апреля –праздник розыгрыша и шутки. Люди обманывают друг друга и говорят: Первый апрель – никому не верь. По поверьюэтот обычай: обманывать друг друга для того ,чтобы оградить себя от козней:
А)домового
В)мышки
Г) колдуна
Б)сверчка
Ответ домовой
7. В чём сходство и различиепредметов
8. Решите кроссворд, в котором зашифрована отгадка экспоната ,
Люлька (зыбка, качка, колыска, пебей, колыбель)- это маленькая деревянная или плетеная кроватка со спальным местом 40-50 см в ширину и 70-100 см в длину. Основное предназначение люльки - укачивание ребенка. Это замечательное изобретение наших предков, которое, к сожалению, почти не используется сейчас. А ведь когда-то люлька была просто незаменимой, без неё не обходилась ни одна изба. В одной люльке могло вырасти несколько поколений.
Сделать хорошую люльку надо уметь. Правильно сделанная и закреплённая люлька - долговечная, устойчивая и легко качалась.
А...
Люлька (зыбка, качка, колыска, пебей, колыбель)- это маленькая деревянная или плетеная кроватка со спальным местом 40-50 см в ширину и 70-100 см в длину. Основное предназначение люльки - укачивание ребенка. Это замечательное изобретение наших предков, которое, к сожалению, почти не используется сейчас. А ведь когда-то люлька была просто незаменимой, без неё не обходилась ни одна изба. В одной люльке могло вырасти несколько поколений.
Сделать хорошую люльку надо уметь. Правильно сделанная и закреплённая люлька - долговечная, устойчивая и легко качалась.
А вот неправильная люлька могла опрокинуться от неосторожного толчка. Вот поэтому за новой люлькой обращались к специальному мастеру. Если семья не могла позволить себе обратиться к люлечнику, то тогда люльку делал хозяин дома.
В качестве материала для изготовления люлек использовались - дерево, ивовые прутья, кора, кожа. Но не каждое дерево использовалось для колыбелек, а только то, которого, как считалось, боялась нечисть. А вот из осины, которая с нечистью дружит, люльки никогда не делали.
Очень состоятельные люди могли себе позволить кованые люльки. Так, например, для Александра I тульскими мастерами была сделанастальная люлька, украшенная резьбой и вензелями.Эту колыбельку можно увидеть в Оружейной палате.
Люльки или ставились на опору-качалку или подвешивались к потолку или на очеп.
Люльку крепили следующим образом. В толстое потолочное бревно вбивали кольцо, на которое вешался моток проволоки (качок) или вставлялся очеп (позднее - пружина). Затем к ним подвешивалась люлька.
Коромы́сло — дугообразное деревянное приспособление для ручного ношения двух вёдер и других грузов. Коромысло кладётся на плечи и верхнюю часть спины и распределяет вес носимого груза пропорционально по всей поверхности спины.
Середина 20 века
Коромы́сло — дугообразное деревянное приспособление для ручного ношения двух вёдер и других грузов. Коромысло кладётся на плечи и верхнюю часть спины и распределяет вес носимого груза пропорционально по всей поверхности спины.
Середина 20 века
Рушни́к (рус. полотенце, рукотерник, ручник, утирник, полка, ширинка, укр. рушник, белор. рушнік, уціральнік, болг. ръченик, пошь, рута, обрус, пешкир, тестемел, чевре, кесария, макед. рачник, пешкир, серб. пешкир, словен. rocnik, польск. ręcznik, чеш. ručnik, словацк. ručnik) — полотенце из домотканого холста. Предмет народной культуры и народного творчества славян, в большей степени восточных. Языческие времена у славян
В языческие времена славяне начали сильно придавать значение вышитым орнаментам. Все, что ни вышивалось, несло какой-то подтекст. Особенно в почете...
Рушни́к (рус. полотенце, рукотерник, ручник, утирник, полка, ширинка, укр. рушник, белор. рушнік, уціральнік, болг. ръченик, пошь, рута, обрус, пешкир, тестемел, чевре, кесария, макед. рачник, пешкир, серб. пешкир, словен. rocnik, польск. ręcznik, чеш. ručnik, словацк. ručnik) — полотенце из домотканого холста. Предмет народной культуры и народного творчества славян, в большей степени восточных. Языческие времена у славян
В языческие времена славяне начали сильно придавать значение вышитым орнаментам. Все, что ни вышивалось, несло какой-то подтекст. Особенно в почете были вышитые полотенца. На них изображали пестрые мотивы, которые символизировали достаток в доме и здоровье. С их помощью проводили разные ритуалы. Также обшивали повседневную и праздничную одежду, постельное белье, занавески и др.
Христианство
В это время женщины поддерживали рукодельные традиции своих предков язычников, а также придумывали новые орнаменты. Именно тогда начали украшать вышитыми полотенцами иконы, и именно во время христианства начали очень часто использовать технику вышивка крестом. Крест носил не только эстетическую ценность, но и обладал (по тогдашним верованиям) весьма магическими свойствами - оберегать от порчи, плохого глаза, а также от нечистой силы. В XII-XV веке начали часто вышивать узоры, сложенные из ромбов и крючков.
https://docs.google.com/document/d/1FBDvWOe_U_4Q4ABZa6k2X8V4nU1dLh_YkKDU7KKTd80/edit?usp=sharing |
В народе русский костюм описывают так:
Заговор-заклятье.
Пойду ль я во чисто поле –
Под красное солнце,
Под светел месяц,
Под полетные облака,
Стану я во чистом поле
На ровное место,
Облаками облачуся,
Небесами покроюся,
На главу свою кладу
Красное солнце,
Подпояшусь светлыми зорями,
Обтычуся частыми звездами,
Что вострыми стрелами –
От всякого злого недуга.
Головной убор в народных представлениях был связан с небом, его украшали символами солнца, звезд, дерева,
птиц. Нити жемчуга и височные украшения символизировали дождевые струи. Поверх...
В народе русский костюм описывают так:
Заговор-заклятье.
Пойду ль я во чисто поле –
Под красное солнце,
Под светел месяц,
Под полетные облака,
Стану я во чистом поле
На ровное место,
Облаками облачуся,
Небесами покроюся,
На главу свою кладу
Красное солнце,
Подпояшусь светлыми зорями,
Обтычуся частыми звездами,
Что вострыми стрелами –
От всякого злого недуга.
Головной убор в народных представлениях был связан с небом, его украшали символами солнца, звезд, дерева,
птиц. Нити жемчуга и височные украшения символизировали дождевые струи. Поверх кокошника набрасывали фату из тонкой узорчатой ткани.
Сарафан одевали поверх рубахи, украшали спереди узорной полосой, тесьмой,
серебряным кружевом, узорными пуговицами.
Рубаха – основа женского народного костюма, шилась из белого льняного или конопляного полотна. Украшалась вышивкой, оберегавшей женщину от сглаза. Считалось, чем богаче украшена рубаха, тем счастливее и удачливее ее владелица.
Археологические находки во многих древнерусских городах свидетельствуют о широком развитии на Руси гончарного ремесла. В Древней Руси применяли большей частью двухъярусные (нижний, топочный ярус зарывали в землю), гончарные горны, но были и одноярусные.
Слова посуда еще не было в Древней Руси. То, из чего можно было есть, называли судно. А то, из чего можно было пить, называли сосуд. Очень часто, например, в Домострое, слово сосуд употребляется как общее слово для названия столовой посуды. Первый раз слово посуда встречается в России в XVII веке.
...
Археологические находки во многих древнерусских городах свидетельствуют о широком развитии на Руси гончарного ремесла. В Древней Руси применяли большей частью двухъярусные (нижний, топочный ярус зарывали в землю), гончарные горны, но были и одноярусные.
Слова посуда еще не было в Древней Руси. То, из чего можно было есть, называли судно. А то, из чего можно было пить, называли сосуд. Очень часто, например, в Домострое, слово сосуд употребляется как общее слово для названия столовой посуды. Первый раз слово посуда встречается в России в XVII веке.
Овальные горшки, наряду с котлами, были основной утварью для приготовления (жаренья или варки) пищи.
Форма горшков была хорошо приспособлена для варки еды в русской печи, в которой сосуды с пищей находились на одном уровне с горящими дровами и обогревались не снизу, как на открытом очаге, а сбоку.
Горшок, поставленный в печь, обкладывали вокруг нижней узкой части дровами или углями. Таким образом, он оказывался охваченным жаром со всех сторон]. В русской избе было очень много разнообразных по форме и размерам горшков, предназначенных для самых различных целей — варения каш, похлебок, кипячения воды и т.д. А для того, чтобы горшок, только что взятый из печи, можно было сразу брать руками, его оплетали берестой.
Горшки в семье берегли, обращались с ними очень аккуратно, а если горшок давал трещину, его оплетали берестой и использовали для хранения продуктов. Про такой горшок даже придумали загадку: Был ребёнок — не знал пелёнок, стар стал — пеленаться стал.
Учитывая ту большую роль, какую играл горшок в домашнем хозяйстве, неудивительно, что с ним было связано множество поверий. В народном фольклоре также чётко прослеживается связь между судьбой горшка и человека. Его часто использовали в свадебных и погребальных обрядах. Например, битьё горшков в помещении, где проводили первую брачную ночь молодые, должно было символизировать перелом в судьбе девушки и парня, ставших мужчиной и женщиной. В народных поверьях горшок выступал как оберег, сосуд, в котором могла накапливаться волшебная сила.
Корчага — это глиняный сосуд больших размеров, который использовали как для хранения напитков, так и для их приготовления, в том числе: нагревания воды, варки пива, кваса, браги и других крепких напитков. Корчага представляла собой нестройный, развалистый сосуд, в полбочонка, с широким горлышком и суженным днищем. Процесс варки пива (мёда) в корчаге был не совсем обычен, поэтому до наших дней дошло понятие корчажное пиво (мёд),
то есть пиво (мёд), приготовленное с помощью варки (высидки) в русской печи.
Само слово корчага является относительно древним по происхождению: первые упоминания о ней встречаются в летописях под 997 годом, то есть вместе с первым упоминанием о варёном мёде. Старославянское слово кърчага родственно греческим керамион, керамос (сосуд, ёмкость), но, скорее всего, произошло от тюркского курчук, то есть бурдюк или сосуд.
Корчага с носиком для слива пива, браги, воды и т.д.
Такие корчаги в большом количестве находят при раскопках в Новгородской и особенно во Владимиро-Суздальской Руси, в слоях XI, XII и XIII веков. При этом корчаги тех далеких времён как две капли воды похожи на корчаги XIX века, меньшие по размерам, но сохранившие совершенно точно форму своих предков. Русские глиняные сосуды иной формы, чем корчага, носят другие наименования: молостов, крынка, горшок.
Корчага могла иметь форму горшка или кувшина с ручкой. Корчага, как правило, не имела крышки. При варке пива горловину закрывали холстом, обмазав его тестом. В печи тесто запекалось в плотную корку, которая хорошо закупоривала сосуд. В корчагах-горшках пиво, квас, вода сливались через отверстие в тулове, расположенное около донца: его обычно затыкали пробкой.
Нитницы, ничинки, римиски – для разделения ниток пополам
Конец IXX века
Нитницы, ничинки, римиски – для разделения ниток пополам
Конец IXX века
БЕРДО, бёрда, ср. (тех. обл. ). Принадлежность ткацкого станка, гребень для прибивания утка к ткани.
НАБИЛКИ -Бердо вставлялось в набилки. Бердо с набилками служило для прибивания утка.
Конец IXX века
БЕРДО, бёрда, ср. (тех. обл. ). Принадлежность ткацкого станка, гребень для прибивания утка к ткани.
НАБИЛКИ -Бердо вставлялось в набилки. Бердо с набилками служило для прибивания утка.
Конец IXX века
СТУПА С ПЕСТОМ.Приспособление для изготовления круп из неочищенных зерен пшеницы, ячменя, проса, гречихи. Предназначенные для этой цели ступы выдалбливались из дерева.Их высота достигала 80 см, глубина — 50 см, диаметр — 40 см. Деревянный пест изготавливался до 100 см длины при диаметре около 7 см. При толчении в ступе зерно освобождается от оболочки и частично размельчается.
Ступы были в каждом крестьянском доме. Ими пользовались по мере надобности, заготавливая крупу на одну, две недели.
Ступа - крестьянская утварь для изготовления круп и размельчения...
СТУПА С ПЕСТОМ.Приспособление для изготовления круп из неочищенных зерен пшеницы, ячменя, проса, гречихи. Предназначенные для этой цели ступы выдалбливались из дерева.Их высота достигала 80 см, глубина — 50 см, диаметр — 40 см. Деревянный пест изготавливался до 100 см длины при диаметре около 7 см. При толчении в ступе зерно освобождается от оболочки и частично размельчается.
Ступы были в каждом крестьянском доме. Ими пользовались по мере надобности, заготавливая крупу на одну, две недели.
Ступа - крестьянская утварь для изготовления круп и размельчения льняного и конопляного семени. Ступа выдалбливалась из толстого ствола берёзы, осины, имела цилиндрическую или конусообразную форму, а её внутреннее пространство было округлым.
Светец — приспособление для укрепления горящей лучины.
Происхождение некоего инструмента для укрепления горящей лучины или факела теряется в веках, но светец является одним из хрестоматийных символов крестьянского быта.
Это простое приспособление представляло собой вначале небольшую кованую вилку, в расщепе которой укреплялась горящая лучина, что позволяло без помех переносить ее с места на место. Позже количество вилок стало увеличиваться, что позволяло освещать обширные по величине горницы, например, во время прядения. Светец обычно...
Светец — приспособление для укрепления горящей лучины.
Происхождение некоего инструмента для укрепления горящей лучины или факела теряется в веках, но светец является одним из хрестоматийных символов крестьянского быта.
Это простое приспособление представляло собой вначале небольшую кованую вилку, в расщепе которой укреплялась горящая лучина, что позволяло без помех переносить ее с места на место. Позже количество вилок стало увеличиваться, что позволяло освещать обширные по величине горницы, например, во время прядения. Светец обычно дополнялся внизу приклепанным тяжелым обручем, позволявшим ему стоять прямо, и ставился в ведро с водой во избежание пожара.
Угольные утюги появились в петровские времена в XVII веке. Были они чугунными. Во внутреннюю полость таких утюгов насыпали горячие угли, после чего приступали к глажению белья. По мере остывания - угли меняли на новые
Угольные утюги появились в петровские времена в XVII веке. Были они чугунными. Во внутреннюю полость таких утюгов насыпали горячие угли, после чего приступали к глажению белья. По мере остывания - угли меняли на новые
https://docs.google.com/document/d/1seBJH7pRNXuFrUpNAFx34xZJVinRsFYuLKilek417ag/edit?usp=sharing |
Старинный гребень (льночесалка) XIX век, Поволжье.
Гребень (льночесалка).Применялся для чесания трёпаного льна и конопли, а также вымытой шерсти. На святках было принято выносить гребень из дома, чтобы защитить скот от болезней, а людей -от змей.
Старинный гребень (льночесалка) XIX век, Поволжье.
Гребень (льночесалка).Применялся для чесания трёпаного льна и конопли, а также вымытой шерсти. На святках было принято выносить гребень из дома, чтобы защитить скот от болезней, а людей -от змей.
Жёрнов - парный каменный круг, использующийся в ветряных и водяных мельницах, в том числе и приливного типа, и служащий для перемалывания в муку пшеницы и других зёрен .
Жёрнов - парный каменный круг, использующийся в ветряных и водяных мельницах, в том числе и приливного типа, и служащий для перемалывания в муку пшеницы и других зёрен .
Бранница – набор для рисунка
Конец IXX века
Бранница – набор для рисунка
Конец IXX века
Самопрялки пришли на смену старинным прялкам. Пряхе не надо было рукой вращать веретено для скручивания нити, теперь достаточно было нажатием ноги привести в движение колесо самопрялки и нить, скручиваясь, наматывалась на катушку. Главным достоинством самопрялки являлась её эффективность- в день можно было спрясть 400гр. шерсти.
Самопрялки пришли на смену старинным прялкам. Пряхе не надо было рукой вращать веретено для скручивания нити, теперь достаточно было нажатием ноги привести в движение колесо самопрялки и нить, скручиваясь, наматывалась на катушку. Главным достоинством самопрялки являлась её эффективность- в день можно было спрясть 400гр. шерсти.
Веретено́ — приспособление для ручного прядения пряжи, одно из древнейших средств производства. Деревянная точёная палочка, оттянутая в остриё к верхнему концу и утолщённая к нижней трети. В псковском диалекте: веретено — злая баба.
Веретено́ — приспособление для ручного прядения пряжи, одно из древнейших средств производства. Деревянная точёная палочка, оттянутая в остриё к верхнему концу и утолщённая к нижней трети. В псковском диалекте: веретено — злая баба.
https://docs.google.com/document/d/1seBJH7pRNXuFrUpNAFx34xZJVinRsFYuLKilek417ag/edit?usp=sharing |
Скалка - круглый деревянный валик, на который наматывается выстиранное и высушенное белье для прокатки его вальком.
Начала XX века
Скалка - круглый деревянный валик, на который наматывается выстиранное и высушенное белье для прокатки его вальком.
Начала XX века
Фонарь -Самодельный деревянный свечной фонарь. С четырёх сторон у него вставлены стекла, а сзади расположена деревянная сдвижная стенка, через которую в фонарь ставили свечу или лампаду.
XX век
Фонарь -Самодельный деревянный свечной фонарь. С четырёх сторон у него вставлены стекла, а сзади расположена деревянная сдвижная стенка, через которую в фонарь ставили свечу или лампаду.
XX век
интернет ресурсы, поисковая работа |
Цепь (цеп) - палка длиной 1-2 м , на конце присоединена палка 40-50 см. С помощью цепипроисходило обмолачивание, очищение зернаиз колосьев, метёлок, початков. Брянская обл.
Начала XX века
Цепь (цеп) - палка длиной 1-2 м , на конце присоединена палка 40-50 см. С помощью цепипроисходило обмолачивание, очищение зернаиз колосьев, метёлок, початков. Брянская обл.
Начала XX века
Ла́пти (ед. ч. — ла́поть)
— низкая обувь, распространённая на Руси в старину, и бывшая в широком употреблении в сельской местности до 1930- х, сплетённая из древесного лыка (липовые, вязовые и другие), берёсты или пеньки. Начало XX века
Ла́пти (ед. ч. — ла́поть)
— низкая обувь, распространённая на Руси в старину, и бывшая в широком употреблении в сельской местности до 1930- х, сплетённая из древесного лыка (липовые, вязовые и другие), берёсты или пеньки. Начало XX века
Экспонат восстановлен по эскизам в 2012 году.
Согласно словарю современного русского языка, любая печь — это сооружение для отопления помещений и приготовления пищи. Однако для русской печи такое определение подходит лишь частично.
На протяжении многих веков духовые печи использовались не только для варки пищи и обогрева жилища, но и для выпечки хлеба, пирогов, сушки зерна, рыбы, ягод, овощей, фруктов, грибов, лечебных трав и кореньев.
В зимнее и осеннее время печь обогревала, просушивала и проветривала жилище. Когда домочадцам случалось заболеть,...
Экспонат восстановлен по эскизам в 2012 году.
Согласно словарю современного русского языка, любая печь — это сооружение для отопления помещений и приготовления пищи. Однако для русской печи такое определение подходит лишь частично.
На протяжении многих веков духовые печи использовались не только для варки пищи и обогрева жилища, но и для выпечки хлеба, пирогов, сушки зерна, рыбы, ягод, овощей, фруктов, грибов, лечебных трав и кореньев.
В зимнее и осеннее время печь обогревала, просушивала и проветривала жилище. Когда домочадцам случалось заболеть, она исправно лечила практически все простудные заболевания. При необходимости печь с успехом заменяла даже парную баню, в которой парились с березовым или дубовым веником. Мало того, печь была своеобразной домашней метеостанцией, довольно точно предсказывающей погоду. Мало кому известно, что русская печь способствовала возникновению и развитию многих народных промыслов. Впервые деревянная посуда с золотой хохломской росписью вышла из русских печей заволжских древоделов. В горниле русской печи народные мастера и по сей день закаляют вылепленные из глины игрушки.
В долгие зимние вечера печь собирала вокруг себя домочадцев, которые занимались каким-нибудь ремеслом, а заодно рассказывали детям сказки и загадывали загадки. Как неотъемлемая часть жизни большинства народа, русская печь оказала большое влияние на его обряды и традиции. Оттого так часто упоминается она в песнях, сказках, былинах, пословицах и поговорках.