Карл Генрих Маркс - (родился 5 мая 1818 года, в городе Трир (Германия) в семье адвоката) немецкий философ, социолог, экономист, писатель, поэт, политический журналист, общественный деятель. Друг и единомышленник Фридриха Энгельса. Соавтор Манифеста коммунистической партии (1848 год), автор научного труда Капитал. Критика политической экономии (1867 год). В 1835-41 учился на юридическом факультете Боннского, затем Берлинского университета. С 1842 редактор демократической Рейнской газеты. В 1843 переехал в Париж, где познакомился с представителями социалистического и...
Показать полностьюКарл Генрих Маркс - (родился 5 мая 1818 года, в городе Трир (Германия) в семье адвоката) немецкий философ, социолог, экономист, писатель, поэт, политический журналист, общественный деятель. Друг и единомышленник Фридриха Энгельса. Соавтор Манифеста коммунистической партии (1848 год), автор научного труда Капитал. Критика политической экономии (1867 год). В 1835-41 учился на юридическом факультете Боннского, затем Берлинского университета. С 1842 редактор демократической Рейнской газеты. В 1843 переехал в Париж, где познакомился с представителями социалистического и демократического движения в 1844 началась дружба Маркса с Ф. Энгельсом. В этом дуэте Маркс, бесспорно, играл роль первой скрипки; именно ему принадлежало открытие материалистического понимания истории и теории прибавочной стоимости. Однако без материальной помощи Энгельса (занимавшегося коммерцией), а также его духовной и творческой поддержки Марксу не удалось бы осуществить свои научные исследования. В 1847 в Брюсселе Маркс и Энгельс вошли в Союз справедливых (был преобразован в Союз коммунистов ), во время революции в Германии 1848-1849 редактировали Новую рейнскую газету. (Маркс - главный редактор). После поражения революции оба оказались в эмиграции в Англии.В 1845 Маркс переехал в Брюссель. В период революционных событий в Европе 1848-49 Карл Маркс активно участвовал в работе международной организации Союз коммунистов и вместе с Энгельсом написал ее программу Манифест Коммунистической партии (1848). (После поражения революции Маркс выехал в Париж, а в августе 1849 переехал в Лондон, где прожил до конца жизни. Отец Карла Маркса, Генрих (Гиршель) Маркс, и мать, Генриетта Пресбург (Пресборк), происходили из родов раввинов. В 1824 году семья приняла лютеранское вероисповедание (лютеранство - крупнейшее направление протестантизма. Основано Мартином Лютером в 16 веке). Отец Маркса был широко образованным человеком, на его мировоззрение большое влияние оказали идеи Просвещения и философия Канта. Особую роль в формировании юного Карла Маркса сыграл Людвиг фон Вестфален, который привил ему любовь к античности, Шекспиру и романтизму, познакомил с сен-симонизмом. В 1835 после окончания Трирской гимназии Маркс стал студентом сначала Боннского, потом Берлинского университета, где изучал преимущественно философию и историю. Пережив увлечение философией Канта и философией Фихте, Маркс стал горячим приверженцем системы Гегеля.
Теоретическую и общественную деятельность Карл Маркс продолжал благодаря материальной помощи Энгельса. Маркс был организатором и лидером 1-го Интернационала (1864-76). В 1867 вышел главный труд Маркса - Капитал (т. 1); работу над следующими томами Маркс не завершил, их подготовил к изданию Энгельс (т. 2, 1885; т. 3, 1894). В последние годы жизни Маркс активно участвовал в формировании пролетарских партий. В середине 40-х гг. произошел переход Маркса от идеализма и революционного демократизма к материализму и коммунизму.
Карл Маркс разработал принципы материалистического понимания истории (исторический материализм), теорию прибавочной стоимости, исследовал развитие капитализма и выдвинул положение о неизбежности его гибели и перехода к коммунизму в результате пролетарской революции. Идеи Маркса оказали значительное влияние на социальную мысль и историю общества в конце 19-20 в.
В 1850-х гг. Карл Маркс приступил к систематической разработке своей экономической теории, интенсивно занимался в библиотеке Британского музея. Наряду с изучением политической экономии, социальной философии, права и других социальных наук, Маркс осваивал огромный фактический материал различных научных дисциплин (вплоть до математики, агрохимии и минералогии).
В 1864 28 сентября в Лондоне Маркс и Энгельс учредили первый Интернационал (международное товарищество рабочих), секции которого были образованы в большинстве стран Европы и в США (распущен в 1876). Маркс стремился объединить рабочее движение разных стран, вел решительную борьбу против прудонистов, лассальянцев, бакунистов. В написанной в 1875 Критике Готской программы Маркс подверг критике ошибки руководителей германской социал-демократии, разработал вопрос о двух фазах коммунизма. После роспуска 1-го Интернационала (1876) Маркс выдвинул в качестве основной политической задачи создание пролетарских партий в отдельных странах.
Продолжателем дела Маркса и Энгельса явился В. И. Ленин, развивший марксистское учение в новых исторических условиях. Жизнь ученого и революционера
Материалистическая диалектика (диалектический материализм)
Маркс специально не занимался традиционными философскими проблемами, однако его философия нашла выражение в таких работах, как Святое семейство (1845), Тезисы о Фейербахе (1845), Экономические рукописи 1857-1858, Капитал и другие.
Вопросам философии больше внимания уделял Энгельс (Анти-Дюринг, 1876-78, рукопись Диалектика природы, 1873-86, Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии, 1886 и др.); можно полагать, что в основном позиции Маркса и Энгельса совпадали.
Согласно Энгельсу, единство мира состоит в его материальности, движение - способ существования материи. Он выделял пять форм движения материи (механическая, физическая, химическая, биологическая, социальная), а пространство и время рассматривал как формы существования материи. Материя на определенной (социальной) ступени своего развития порождает сознание. Развивающийся мир (природа, общество, мышление) наиболее адекватно отражается в законах (отрицания отрицания, взаимного перехода количественных изменений в качественные, единства и борьбы противоположностей) и категориях (сущность и явление, форма и содержание, случайность и необходимость и др.) диалектического материализма материалистически переосмысленной диалектики Гегеля.
Материалистическое понимание истории (исторический материализм)
Материалистическое понимание истории впервые в систематической форме изложено в написанной совместно с Энгельсом работе Немецкая идеология (1845-1846). Социальная философия Карла Маркса получила выражение в предисловии к Критике политической экономии (1859), в Манифесте Коммунистической партии (1848), Нищете философии, Капитале, а также в работах Энгельса Анти-Дюринг, Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии, Происхождение семьи, частной собственности и государства (1884) и других произведениях.
Согласно социальной философии марксизма, не сознание людей определяет их бытие, а, напротив, их общественное бытие определяет их сознание. Основой общественной жизни является способ производства (базис), представляющий собой единство производительных сил и производственных отношений. Он обусловливает надстройку - сферы политики, права, морали, философии, религии и искусства, которые, в свою очередь, оказывают активное обратное воздействие на общественное бытие.
Источник общественного прогресса - диалектика производительных сил и производственных отношений. При назревании противоречия между производительными силами и производственными отношениями и обострении его выражения - классовой борьбы - наступает социальная революция, которая является средством перехода от одной ступени развития общества (формации) к другой. Карл Маркс выделял первобытную, античную (рабовладельческую), феодальную, буржуазную и коммунистическую формации. Последняя подразделяется на две стадии: низшую (социализм), при которой еще сохраняются черты предшествующей истории (предыстории): разделение труда, оплата по труду, государство (диктатура пролетариата) и т.д. и высшую, или коммунизм в узком смысле, зрелый коммунизм (подлинная история), при которой происходит полное преобразование человеческого общества.
Социально-политическая доктрина (научный коммунизм)
Теория научного коммунизма изложена в совместной с Энгельсом работе Манифест Коммунистической партии, а также в таких произведениях, как Классовая борьба во Франции (1852), письмо к Иосифу Вейдемейеру от 5 марта 1852, Гражданская война во Франции (1872), Критика Готской программы (1875) и др.
Концепцию классовой борьбы, которая впервые была открыта английскими экономистами и французскими историками, К. Маркс существенно переосмыслил и развил. Он усматривал в классовой борьбе, социальном конфликте основную движущую силу истории (за исключением первобытного общества) и выводил ее из развития способа производства.
Маркс полагал, что пролетариат осуществит социалистическую революцию, свергнет власть буржуазии и совершит экспроприацию (принудительное отчуждение имущества частных собственников) капитала. Социалистическая революция охватит одновременно все развитые капиталистические страны. После этого должна быть установлена диктатура пролетариата, которая сохранится вплоть до возникновения бесклассового коммунистического общества.
Судьба идейного наследия Маркса
Прошедший после смерти Карла Маркса век подтвердил правоту ряда его взглядов и вместе с тем показал необоснованность многих его прогнозов. Как и предвидел Маркс, научно-технический прогресс ныне непосредственно определяет все стороны промышленного производства, многократно усилилась концентрация хозяйственной жизни, капитал приобрел транснациональный характер, в орбиту мирового капиталистического рынка вовлечены едва ли не все страны.
Вместе с тем, во второй половине 20 века классовая борьба в развитых странах была смягчена благодаря взаимным уступкам и согласованию интересов рабочих и предпринимателей и приняла формы, которые предполагают соблюдение норм рыночного хозяйства и парламентской демократии. Однако в странах третьего мира проблемы войн, бедности, безработицы и отсталости по-прежнему носят острый характер.
Вопреки ожиданиям Маркса революция произошла не в развитых капиталистических странах, а в полуотсталой России. Позднее возникло сообщество социалистических стран, в которых были установлены тоталитарные или авторитарные политические режимы, демократия попрана, а личность почти целиком подчинена государству или коллективу, что абсолютно противоречило представлениям Маркса о будущем обществе.
Сложные пути развития человеческого общества в 20 веке с его многочисленными войнами и различного рода конфликтами высветили ряд недооцененных в марксовой теории общества факторов (прежде всего этнических, расовых, культурных, религиозных). (А. Б. Рахманов)
Карл Маркс умер 14 марта 1883 года, и был похоронен на Хайгетском кладбище в Лондоне.
На основе его творчества появились следующие направления:
В науке - научный метод материалистической диалектики.
В философии - материалистическое понимание философии Гегеля.
В социально-гуманитарных науках - материалистическое понимание истории культуры.
В социальной практике и современных социально-гуманитарных науках - научный социализм, первая научная теория классовой борьбы[5].
В экономике - научная критика политэкономии, первая научная теория прибавочной стоимости.
Все эти направления совокупно имеют название марксизм и являются основой коммунистического движения.
(тут то же самое, что и в предыдущем абзаце, но более простым языком)Его научные труды и публикации сформировали в философии диалектический и исторический материализм, в экономике - теорию прибавочной стоимости, в политике - теорию классовой борьбы. Эти направления стали основой коммунистического и социалистического движения и получили название марксизм.
В связи со смертью Маркса Энгельс в телеграммах и письмах ближайшим друзьям и соратникам с огромной любовью говорит о Марксе как гениальном теоретике и вожде международного пролетариата. Величайший ум второй половины нашего века перестал мыслить, - писал Энгельс Вильгельму Либкнехту 14 марта 1883 года. ... Этот гениальный ум перестал обогащать своей мощной мыслью пролетарское движение обоих полушарий. Ему мы обязаны всем тем, чем мы стали; и всем, чего теперь достигло современное движение, оно обязано его теоретической и практической деятельности; без него мы до сих пор блуждали бы еще в потемках.
2-й (1885) и 3-й (1894) тома Капитала были изданы Энгельсом после смерти Маркса, который, готовя их к печати, писал: я работаю над неструктурированными рукописями второго, третьего тома „Капитала , я почти ничего не понимаю, работаю с трудом.
Социализм (коммунизм)
Для Карла Маркса материалистическое понимание диалектического развития истории человечества является основой научного изучения производства, социальных отношений, форм культуры, психики человека. С его точки зрения социализм является не случайным, а исторически неизбежным следствием становления пролетариата новым революционным классом. Энгельс и Маркс особо делали акцент на том, что социализм является теоретическим выражением этих революционных классовых интересов.
Совершить этот освобождающий мир подвиг - таково историческое призвание современного пролетариата. Исследовать исторические условия, а вместе с тем и самоё природу этого переворота и таким образом выяснить ныне угнетённому классу, призванному совершить этот подвиг, условия и природу его собственного дела - такова задача научного социализма, являющегося теоретическим выражением пролетарского движения.
- Фридрих Энгельс, Развитие социализма от утопии к науке
Маркс раскритиковал утопический социализм, считая свой социализм, названный Энгельсом научным, наследником и прямым продолжением немецкой классической философии. С точки зрения Карла Корша, буржуазные философы неспособны увидеть это соответствие, находясь на позиции своих классовых интересов. Слова социализм и коммунизм в данном случае употреблялись как синонимы.
…нам следует лишь перейти от обычного, абстрактного и идеологического мышления современных буржуазных историков философии к ещё отнюдь не специфически марксистской, но хотя бы просто диалектической точке зрения (гегельянской и марксистской). Тогда мы сразу поймем не только факт существования связи между немецкой идеалистической философией и марксизмом, но и её внутреннюю необходимость. Мы поймем, что марксистская система, теоретическое выражение революционного движения пролетарского класса, должна стоять идейно-исторически (идеологически) в совершенно том же отношении к системе немецкой идеалистической философии, этому теоретическому выражению революционного движения буржуазного класса, в каком в области общественной и политической практике революционное классовое движение пролетариата стоит к буржуазному революционному движению. Это - один и тот же исторический процесс развития, в котором, с одной стороны, из революционного движения третьего сословия выходит самостоятельное классовое пролетарское движение, с другой же - буржуазной идеалистической философии противопоставляется самостоятельная новая материалистическая теория марксизма. Все эти явления стоят во взаимной связи. Возникновение марксистской теории, выражаясь гегельянски-марксистски, является лишь оборотной стороной возникновения реального классового пролетарского движения; только обе стороны вместе составляют конкретную совокупность исторического процесса.
- Карл Корш, Марксизм и философия
Считая свой социализм продолжением немецкой классической философии, Маркс критиковал и высмеивал представителей её младогегельянского направления за борьбу с тенями действительности.
Поднимем восстание против этого господства мыслей. Научим их, как заменить эти иллюзии мыслями, отвечающими сущности человека, говорит один, как отнестись к ним критически, говорит другой, как выкинуть их из своей головы, говорит третий, - и… существующая действительность рухнет.
- К. Маркс, "Немецкая идеология"
Маркс утверждает, что подобное развенчание господствующих взглядов способом критического отношение к формам идеологии: теологической, философской, правовой, политэкономической и пр. - невозможно без естественного исторического преобразования самой действительности.
Мы не станем, конечно, утруждать себя тем, чтобы просвещать наших мудрых философов относительно того, что освобождение человека ещё ни на шаг не продвинулось вперед, если они философию, теологию, субстанцию и всю прочую дрянь растворили в самосознании, если они освободили человека от господства этих фраз, которыми он никогда не был порабощен; что действительное освобождение невозможно осуществить иначе, как в действительном мире и действительными средствами, что рабство нельзя устранить без паровой машины и мюль-дженни, крепостничество - без улучшения земледелия, что вообще нельзя освободить людей, пока они не будут в состоянии полностью в качественном и количественном отношении обеспечить себе пищу и питье, жилище и одежду, освобождение есть историческое дело, а не дело мысли, и к нему приведут исторические отношения, состояние промышленности, торговли, земледелия и общения…
- К. Маркс, Немецкая идеология
Как продолжение немецкой классической философии, социализм Маркса имел целью упразднять формы идеологии как способом их изучения, так и способом революционным, преобразованием общества, которые понимались как две стороны одного естественно-исторического процесса борьбы пролетариата за власть. Социализм Маркса претендовал быть и научным обществоведением, и преобразованием общества по науке, то есть научной теорией коммунистической революции.
Карл Корш предостерегал от вульгарного понимания подобной критики форм идеологии, описывая её следующим образом на примере философской формы буржуазной идеологии:
дело заключается в вопросе о том, что мы фактически должны понимать под упразднением философии, о котором Маркс и Энгельс говорили в особенности в их первый период, в 40-х годах, но также довольно часто и в позднейшее время. Как должно произойти или как оно произошло это упразднение? Каким образом? Каким темпом? И для чего? И должны ли мы это упразднение философии представлять осуществленным раз навсегда, так сказать одним актом, работой ума Маркса и Энгельса за марксистов, или за весь пролетариат, или же за все человечество? Или же, наоборот (подобно упразднению государства), представлять его себе как очень долгий и длительный, проходящий через самые различные фазы, революционный исторический процесс? И в последнем случае: в каком отношении стоит затем марксизм к философии, пока этот длительный исторический процесс ещё не достиг своей конечной цели, упразднения философии?
- Карл Корш, Марксизм и философия
Основные труды Карла Маркса: Экономическо-философские рукописи (1844); К критике гегелевской философии права (1844); Святое семейство (1845), Немецкая идеология (1845-46), обе совместно с Ф. Энгельсом; Нищета философии (1847); Классовая борьба во Франции с 1848 по 1850 г. (1850); Восемнадцатое брюмера Луи Бонапарта (1852); Гражданская война во Франции (1871); Критика Готской программы (1875).
Скрыть
- ru.wikipedia.org
Комментарии
Нет ни одного комментария.
Для загрузки данной ленты времени воспользуйтесь функционалом загрузки приложения "ОС3.Хронолайнер" версии 3.5 или отредактируйте вложенные файлы для уменьшения размера ленты.
Рекомендации