В истории России, начиная с ХVI века и по наши дни крестьянский вопрос является постоянной головной болью всех правителей. Изменялся общественный строй, изменялись формулировки вопроса (крестьянский, аграрный, колхозный, сельскохозяйственный и т.д.), разрабатывались и претворялись в жизнь реформы, программы, совершались социальные революции. Однако аграрные проблемы так по сей день и остаются проблемами. Если в других европейских странах земледелие развивалось естественным путем во взаимодействии с государством, то в России оно находилось полностью под контролем государства и развивалось в первую очередь в зависимости от стратегических задач правительства.
Суть, стержень проблемы - отсутствие частной собственности на землю.
Как говорил выдающийся российский реформатор П.А.Столыпин: ... Необходимо дать крестьянину свободу приложения своего труда к земле, необходимо дать ему свободу трудиться, богатеть, распоряжаться своей собственностью; надо дать ему власть над землею, надо избавить его от кабалы отживающего общинного строя .
Даже у значительной части самих крестьян, веками жившим в общине (в колхозе) сформировалось убеждение, что земля не может быть предметом собственности. Проводимые реформы на определенных исторических этапах, тем не менее, имели большое значение и оставили неизгладимый след в истории России. Таковой является крестьянская реформа 1861 года, освободившая крестьян от рабства.
Александр II
В начале 1857 года приступил к работе секретный комитет, учрежденный Александром II для обсуждения мер по устройству быта крестьян. В комитет вошли видные государственные деятели, приверженцы крепостного строя в России. Естественно, что работа его продвигалась медленно. Комитет предложил совершать освобождение крестьян постепенно, без крутых и резких переворотов. Но это не соответствовало намерениям императора Александра, который желал скорого и определенного решения крестьянского вопроса. Действительно, из разных губерний стали поступать письма дворянства с выражением готовности приняться за улучшение быта крестьян, и государь разрешил открытие в губерниях губернских комитетов, составленных из местных дворян. Была разработана общая для всех их программа, а секретный комитет в феврале 1859 года был преобразован в Главный комитет под председательством самого государя. Так началось обсуждение крестьянской реформы. Губернские комитеты разработали свои проекты положений об улучшении быта крестьян, представили их на рассмотрение главного комитета и прислали в Петербург своих депутатов для совместного обсуждения. Рассмотрев представленные губернскими комитетами, проекты положений по улучшению быта крестьян редакционные комиссии нашли, что их можно разделить на три группы. Одни проекты (характерные для московского дворянства) были против всякого освобождения крестьян. В них предлагались лишь частичные меры по улучшению крестьянского быта. В другой группе проектов (петербургские дворяне) допускалось освобождение крестьян от крепостной зависимости, но освобождение без земли, а только с приусадебными участками. В губернских проектах третьей группы предлагалось освободить крестьян с землей, но предоставляемой за выкуп у поместных дворян (тверское дворянство). Учитывая эти разногласия, Александр II предложил собрать представителей дворян в Петербурге для обсуждения и голосования по вариантам крестьянской реформы. 19 февраля 1961 г. Государственный совет завершил обсуждение проекта Положений . А 29 февраля они были подписаны царём и получили силу закона. В тот же день царь подписал Манифест, возвещающий об освобождении крестьян.
Полное освобождение крестьяне получали не сразу с момента обнародования Манифеста и Положений 19 февраля 1861 г. . В манифесте объявлялось, что крестьяне в течение двух лет обязаны отбывать те же самые повинности, что и при крепостном праве. Отменялись лишь так называемые добавочные сборы, барщина ограничилась 2 женскими и 3 мужскими днями с тягла в
неделю, запрещался перевод крестьян с оброка на барщину и в дворовые. Завершающим актом в ликвидации феодальных отношений являлся перевод крестьян на выкуп. По Манифесту крестьянин сразу получал личную свободу. Бывший крепостной, у которого раньше помещик мог отнять всё его достояние, а самого его продать, подарить, заложить, теперь получал не только возможность свободно распоряжаться своей личностью, но и ряд гражданских прав: от своего имени заключат разного рода гражданские и имущественные сделки, открывать торговые и промышленные заведения, переходить в другие сословия. Всё это давало больший простор крестьянскому предпринимательству, способствовало росту отхода на заработки и, следовательно, складыванию рынка рабочей силы. Сохранялись и сословная неполноправность крестьян, прикрепление их к месту жительства, к общине. Крестьянство продолжало оставаться низшим, податным сословием, которое обязано было нести рекрутскую, подушную и разного рода другие денежные и натуральные повинности, подвергалось телесным наказаниям, от чего были освобождены привилегированные сословия
Крестьянский надел
Крестьяне считались лишь пользователями надельной землёй, обязанные отбывать за неё повинности. Чтобы стать собственником своей надельной земли, крестьянин должен был выкупить её у помещика.
Но и наделение крестьян достаточным количеством земли которое поставило бы крестьянское хозяйство в независимое положение от помещичьего, было не выгодно помещику. Поэтому ставилась задача предоставить крестьянам землю в таком размере, чтобы они были привязаны к своему наделу, а вследствие недостаточности последнего - и к помещичьему хозяйству. Наделение крестьян землёй носило принудительный характер.
Закон предусматривал отрезку от крестьянского надела, если он превышал определенную для данной местности высшую или указную норму, что в итоге сократило крестьянское землепользование в целом по стране более чем на 1/5.
Повинности
До перехода на выкуп крестьяне обязаны были за предоставленные им в пользование наделы отбывать повинности в виде барщины или оброка. Величина рабочего дня составляла 12 часов летом и 9 часов зимой. Объём работ в течении дня определялся особым урочным положением . Однако низкая производительность барщинного труда и особенно распространившийся саботаж крестьянами барщинных работ заставляли помещиков переводить крестьян на оброк и вводить более эффективную по сравнению со старой барщиной отработочную систему.
Выкуп
Перевод крестьян на выкуп являлся завершающим этапом освобождения их от крепостной зависимости. Законом 28 декабря 1881 г. устанавливался перевод крестьян на обязательный выкуп начиная с 1 января 1883 г. К этому времени на временнообязанном положении оставалось 15% крестьян. Перевод их на выкуп завершился к 1895 г.
Значение крестьянской реформы 1861 г
Реформа 1861 г. явилась переломным моментом, гранью между двумя эпохами - феодализм и капитализм. Личное освобождение крестьян ликвидировало монополию помещиков на эксплуатацию крестьянского труда, способствовало более быстрому росту рынка рабочей силы для развивающегося капитализма как в промышленности, так и в сельском хозяйстве. Условия реформ 1861г. обеспечивали помещикам постепенный переход крепостнического хозяйства к капиталистическому.
Крепостнический характер реформы 1861 г., её двойственность и противоречивость придавали особую остроту социально-экономическим и политическим конфликтам в пореформенной России. Реформа породила революцию не только тем, что сохранила крепостнические пережитки, но и тем, что она способствовала созданию новых социальных сил, боровшихся за ликвидацию сословных пережитков. В пореформенной России формировалась новая социальная сила - пролетариат, который не менее, чем крестьянство, был заинтересован в коренной ликвидации остатков крепостничества в социально-экономическом и политическом строе страны.
Оценивая крестьянскую реформу важно подчеркнуть следующее.
Во-первых, по мнению большинства
современных историков, крестьянская реформа стала результатом компромисса между помещиками, крестьянами и правительством. Причем, интересы помещиков были максимально учтены, так как иного пути освобождения крестьян, по-видимому, не было.
Во-вторых, с точки зрения заложения основ будущего экономического развития России, крестьянская реформа не может оцениваться только положительно. Камнем преткновения является введение общинной собственности на землю. Как писал С.Ю.Витте: С точки зрения технического осуществления реформы община была более удобна, нежели отдельный домохозяин. С административно-полицейской точки зрения она также представляла более удобства - легче пасти стадо, нежели каждого члена стада в отдельности... Однако общинное владение есть стадия только известного момента жития народов, с развитием культуры и государственности оно неизбежно должно переходить в... индивидуальную собственность; если же этот процесс задерживается, и в особенности искусственно, как это у нас, то народ и государство хиреют .
В-третьих, условия освобождения крестьян изначально заключали в себе будущие противоречия и источник постоянных конфликтов между ними и помещиками: крестьянское малоземелье и наличие крупного помещичьего земледелия, обремененность крестьян различными платежами и повинностями. Это также было свидетельством компромиссного характера реформы.
В-четвертых, реформа предотвратила массовые выступления крестьян, хотя локальные имели место. Самые значительные из них относятся к 1861 году - восстание крестьян в селе Бездна, Казанской губернии и Кандеевке, Пензенской губернии.
В-пятых, с освобождением крестьян уходил в прошлое старый административный строй, основанный на крепостном праве и сословном преобладании дворянства. Таким образом новые условия общественно-политической жизни выдвигали целый комплекс первоочередных преобразований, имеющих целью создать новую систему государственного управления.
Скрыть