История литературной пародии восходит к античной литературе. Первый известный образец жанра Батрахомиомахия ("Война мышей и лягушек").
Эта пародийная поэма создана в позднеэллинистическое время. Пародия на гомеровский эпос, достигаемая перенесением его героического содержания на низменный сюжет войны мышей с лягушками, не носит характера идейной полемики с эпическими идеалами, а представляет собой скорее литературную игру с использованием гомеровской фразеологии-гомеровских полустиший, формул, отдельных слов, из которых составляются...
Показать полностью
История литературной пародии восходит к античной литературе. Первый известный образец жанра Батрахомиомахия ("Война мышей и лягушек").
Эта пародийная поэма создана в позднеэллинистическое время. Пародия на гомеровский эпос, достигаемая перенесением его героического содержания на низменный сюжет войны мышей с лягушками, не носит характера идейной полемики с эпическими идеалами, а представляет собой скорее литературную игру с использованием гомеровской фразеологии-гомеровских полустиший, формул, отдельных слов, из которых составляются стихи-центоны. Цельные стихи, заимствованные у Гомера, встречаются очень редко (В. Ярхо).
Пародия достигла расцвета в средние века и в эпоху Возрождения .
В Италии это были пародии-бурлески Д. Буркьелло, Ф. Бёрни, Дж. Б. Лалли. Латинскую традицию высмеивания врагов в пародийных завещаниях возродил Ф. Вийон. "Дон Кихот" Сервантеса пародировал жанр рыцарского романа.
В России XVII века широкую известность приобрели такие произведения, как "Калязинская челобитная", "Служба кабаку", "лечебник на иноземцев" и др.
Пародия (греч. parodia, букв. — перепев , перепеснь ) — произведение искусства в специально изменённой форме, имеющее целью создание у читателя (зрителя, слушателя) комического эффекта за счёт намеренного повторения уникальных черт уже известного произведения (см. Википедию).
Пародия — (греч. — перепев; комич. переделка) — жанр литературно-художественной имитации, подражание стилю отдельного произведения, автора, литературного направления, жанра с целью его осмеяния.
Особенности жанра пародии :
1. Комическое подражание, построенное на нарочитом несоответствии стилистических и тематических планов художественной формы.
2. Специфическая художественная форма (на основе принципа зеркальности).
3. Ориентированность на объект пародирования (оригинал), но в пародии он воспроизводится в искаженном виде.
4. Свойство снижать и дискредитировать явление, по-новому его освещать, усложнять.
5. Оценочность.
Вообще положение пародии в литературном процессе определяется таким образом:
С одной стороны, это ее узкое конкретное назначение средства литературной полемики и орудия смеховой дискредитации литературного противника.
С другой — пародия является одним из наиболее мощных инструментов самосознания литературы, и в этой своей функции она без преувеличения может быть названа генератором литературного процесса и индикатором его основных тенденций.
ЗАДАНИЯ:
1. Познакомьтесь с информацией о дополнении литературоведами термина "пародия" с течением времени (Источники — Учебные [3] ).
2. Составьте в своей рабочей тетради конспект статьи Ю. Тынянова "О пародии" в форме опорной схемы или интеллект-карты.
3. Для углубленного представления о пародии самостоятельно изучите все материалы в поле "Источники".
Скрыть