Ткачество – это искусство переплетения нитей для получения полотна. Для этого люди придумали специальное приспособление - ткацкий стан.
Вопросы:
ВОПРОСЫ ОЧНОГО ТУРА ДЛЯ 3-4 КЛАССОВ
Марья – Искусница встречает ребят при входе музей и приглашает их в гости.
М.И.: Присаживайтесь, ребятки, а я вам загадаю загадку, которую я знаю с детства.
Ногой толкну, животом нажму,
Рукой шмыгну, два раза кольну
И опять начну.
Чтобы ее разгадать, нужно окунуться в русскую старину. В этом нам поможет сказка, которую я вам сейчас расскажу
Сказка- вопрос.
КЛУБОК (дети обыгрывают сказку)
М.И.: Неведомо в какой стране, в каком году жили-были старик со старухой. Жили они хорошо, весело. И всё бы добро, да выдалась в тот год зима холодная.
Дед. Слышь, Старая, холодно в избе-то. Хоть бы носки связала, что ли.
Баба. Да с чего ж свяжу, Старый, пряжи нету.
Дед. А ты в хлев сходи, да поищи. Может, на какой овце шерсти - то и осталось.
М.И.: Взяла баба ножницы овечьи и пошла в хлев, (уходит из комнаты) настригла немного шерсти, намыла, счесала, спряла, да ссучила и в клубок смотала.
Баба.(появляется с клубком ) Будут тебе, дед, и носки, и варежки.
М.И.: Положила баба клубок на окно, а сама пошла за спицами. Клубок лежал-лежал на окне, скучно ему стало, отодвинул он задвижку, да и скатился на улицу. Катится и поёт:
Клубок. Я клубок, клубок
С овцы стрижён,
На чёске чёсан,
На прялке прядён,
Потом ссучён,
Я от бабушки ушёл,
Я от дедушки ушёл...
М.И.: Долго катился наш клубок. Встретил он в лесу и зайца, дрожащего от холода, и прозябшего волка, и медведя, который вылез из берлоги ноги размять. И от всех ему удалось уйти. Но вот появилась лиса. Вся закоченела, только глаза хитро светятся.
Лиса. Клубочек, миленький, хорошенький, пушистенький. Подожди, голубчик, я из тебя носки свяжу.
Клубок. Не трогай меня, лиса, я тебе песенку спою.
Я клубок, клубок
С овцы стрижён,
На чёске чёсан,
На прялке прядён,
Потом ссучён,
Я от бабушки ушёл,
Я от дедушки ушёл,
Я от зайца, волка и медведя ушёл.
Лиса. Глуховата я стала,миленький,видно от мороза уши заложило. Сядь ко мне на лапку и спой песенку ещё раз.
.
2 дев.: Клубок сел на лапку, а лиса его - цап и в нору унесла. А что дальше было - никто не знает. Может,холст для сарафана соткала, а может и не смогла. Дело-то мудрёное. Науки требует. С первого раза может и не получиться.
Вопрос 1.
М- И.: Ребята, как называется предмет, на котором ткут холст? Найдите в музее экспонат.
Ответ: ткацкий станок.
М-И садитсяза ткацкийстанок и показывает, как ткали холст. Повторяет загадку.
М –И : Вот и нашли мы с вами отгадку на мою загадку!
М –И : Раньше в каждой избе имелся ткацкий стан. Имел он и другое название.
Вопрос 2
Какназывался ткацкий стан?
А) кросно
Б) бердо
В) набивалка
Г) нитеница
Ответ: А
Толковый словарь русского языка Д.Н.Ушакова - КРОСНО
кросна, мн. (в том же знач.) кросна, кросен, кроснам, ср. (обл.). Ткацкий станок, преимущ. с начатой уже работой.
http:slovorus.ru index.php?ID=32732&pg=0&w=%CA%D...
М-И: Пряха ткёт, будто песнюпоёт. Следующий вопрос, ребята, в виде викторины
На экране отрывки из русских народных песен.
Вопрос 3
В каком отрывке русских народных песен говорится о пряхе ?
А)Русая головка,
Думы без конца…
Ты о чем мечтаешь,
Девица - краса?
Б) Уж я ткала, я ткала ленок,
Уж я, ткавши, приговаривала,
Уж я, ткавши, приговаривала,
Чеботами приколачивала!
В)Сошьем, сошьем Дуне, сошьем, сошьем Дуне.
Сошьем Дуне сарафан, сарафан,
Сошьем Дуне сарафан, сарафан.
Носи, носи, Дуня, носи, носи, Дуня.
Носи, Дуня, не теряй, не теряй,
Носи, Дуня, не теряй, не теряй.
Ответ: А,Б
Скрыть