Нильс Адольф Эрик Норденшёльд (швед. Nils Adolf Erik Nordenskild, 18 ноября 1832, Гельсингфорс, Великое княжество Финляндское, Российская империя — 12 августа 1901, Дальбиэ, Швеция) — шведский (финский) геолог и географ, исследователь Арктики, мореплаватель, историко-картограф. Известен тем, что первым прошёл в 1878—1879 годах по Северному морскому пути из Атлантики в Тихий океан.
В литературе имя исследователя чаще всего пишется как Адольф Эрик Норденшёльд.
Ближе к последней четверти XIX века регулярное торговое судоходство между Англией и Западной Сибирью через...
Показать полностью
Нильс Адольф Эрик Норденшёльд (швед. Nils Adolf Erik Nordenskild, 18 ноября 1832, Гельсингфорс, Великое княжество Финляндское, Российская империя — 12 августа 1901, Дальбиэ, Швеция) — шведский (финский) геолог и географ, исследователь Арктики, мореплаватель, историко-картограф. Известен тем, что первым прошёл в 1878—1879 годах по Северному морскому пути из Атлантики в Тихий океан.
В литературе имя исследователя чаще всего пишется как Адольф Эрик Норденшёльд.
Ближе к последней четверти XIX века регулярное торговое судоходство между Англией и Западной Сибирью через Баренцево и Карское моря стало весьма востребовано.
Успех норвежцев и англичанина расшевелил и шведских промышленников, в том числе богатого купца Оскара Диксона. Он снарядил парусник — зверобойную шхуну (43 т) — и отправил на ней группу ученых. Во главе их стоял молодой шведский профессор-геолог А.Э. Норденшельд, очень интересовавшийся Арктикой.
В 1875 г. Норденшельд на шхуне прошел через Югорский Шар, а в конце июля достиг п-ова Ямал, обогнул его с севера, причем зашел за 75뀰' с.ш., и в середине августа остановился у небольшого острова в Енисейском заливе. Он нашел там прекрасную гавань и назвал ее Порт-Диксон (теперь весь остров носит имя Диксона). Хотя А. Норденшельд быстро и свободно достиг Енисея, он считал, что сильно задержался в пути из-за штилей; на пароходе же в том году можно было бы прибыть в этот порт в самом начале августа. В конце сентября шхуна вернулась в Норвегию.
Средства на плавание на пароходе в 1876 г. А. Норденшельду предоставил русский золотопромышленник Александр Михайлович Сибиряков, мечтавший, использовать Северный морской путь для оживления сибирской торговли. Зафрахтованный на его деньги небольшой пароход (400 т) впервые доставил заграничные товары в устье Енисея. Вторую партию товаров в том же году завей на Енисей Д. Уиггинс.
Опираясь на русский опыт, А. Норденшельд доказывал, что в начале осени у Таймырского п-ова должно быть свободное ото льда море. Поэтому, по его мнению, пароход без особо больших затруднений может пройти этот путь в осеннее время. Средства на снаряжение новой экспедиции дали О. Диксон и А. Сибиряков.
Норденшельду предоставили сделанный из дуба промысловый пароход Вега (357 т), который вышел под командой Арнольда Паландера из Гётеборга (Швеция) 4 июля 1878 г. У Югорского Шара его ожидал небольшой быстроходный пароход Лена.
Их сопровождали от Югорского Шара до Енисея два вспомогательных судна с углем. Оба парохода 10 августа направились от Диксона на северо-восток неразведанным путем, усеянным островами (шхеры Минина и др.) и подводными мелями, и через четыре дня из-за тумана стали на якорь у пролива между открытым ими о. Таймыр и материком. Не дождавшись ясной погоды, Вега и Лена 18 августа обогнули с севера о. Таймыр, а 19 августа шли под парами и парусами вдоль берега п-ова Челюскин (северо-восточный выступ Таймырского п-ова).
20-22 августа пароходы двигались на юго-восток в густом тумане, лавируя между льдинами, и на третий день забрались в такие льды, что пришлось повернуть на северо-запад. Глубины стали уменьшаться, и шведы увидели на западе землю — восточный берег п-ова Таймыр. Почти на 25 км от берега море было совершенно чистым.
Вскоре суда достигли устья Лены. Оставив там Лену, Норденшельд направил Вегу дальше. Сплошной лед показался только в 50 км восточнее Медвежьих о-вов. Все же Вега пересекла Восточно-Сибирское море, удачно прошла проливом Лонга в Чукотское море. 28 сентября 1878 г. при ясной и тихой погоде и незначительном морозе (-2С) в нескольких километрах от входа в Колючинскую губу пароход вмерз во льды - всего лишь в 200 км от Берингова пролива, в нескольких минутах западнее свободной от льдов воды. …Если бы мы пришли сюда сутками раньше, — сокрушался А. Норденшельд, — лед не помешал бы нашему проходу дальше. Быть запертым так близко от цели путешествия было самым большим для меня несчастьем, с которым я никогда не мог примириться…
18 июля 1879 г. лед тронулся, и Вега после почти десятимесячной стоянки во льдах вышла на чистую воду. Огибая мыс Дежнёва, шведы ознаменовали событие салютом. В этот радостный момент А. Норденшельд вспомнил о несчастливых мореплавателях, искавших с середины XVI в. Северо-Восточный проход.
21 июля Вега повернула к американскому берегу пролива, уже очистившегося ото льдов, и через несколько дней стала на якорь у северного входа в забитый льдом пролив Сенявина, отделяющий о. Аракамчечен от Чукотского берега. Лед неожиданно взломало через два дня, и из-за этого судно, притиснутое к берегу, едва на погибло, после того как достигло цели. Встревоженный А. Норденшельд приказал немедленно идти на юг. В начале сентября Вега вошла в японский порт Йокохама. Затем, обойдя с востока и юга всю Азию, через Суэцкий канал она прошла в Средиземное море и, обогнув с юга и запада Европу, в марте 1880 г. вернулась в Швецию. Впервые в истории человечества на Веге под начальством А. Норденшельда и под командой А. Паландера было совершено плавание вокруг всего Европейско-Азиатского материка с одной вынужденной зимовкой во льдах.
Скрыть